← Коммерческий транспорт

Современные тенденции рынка грузовиков

Современные тенденции рынка грузовиков
Рынок седельных тягачей сейчас стоит перед важными событиями. Вступление страны в ВТО, а затем введение правительством утилизационного сбора позволит сохранить позиции ведущим игрокам. Однако все равно на рынке произойдут перемены, поскольку ряд производителей грузовиков готовят интересные новинки, способные "взорвать" рынок. В этом вопросе разбирался корреспондент Auto-sib.com.
В целом, рынок грузовиков демонстрирует заметный оптимизм. Его рост в прошлом году исчислялся двузначными цифрами. Это свидетельство того, что грузоперевозчики заинтересованы в приобретении новой техники. Поэтому вырос импорт новых грузовиков, а также в сопоставимых количества импортировалась б/у техника.
Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса "Рено Тракс Восток" (г. Москва), считает:
"В этом году на российском рынке мы наблюдаем продолжение роста. Темпы расширения рынка почти такие же, как в прошлом рекордном году - прирост за аналогичный период составляет около 50%. Это очень хороший результат, особенно заметный на фоне стагнации или даже спада рынка в Европе".
Поскольку статистика за первое полугодие (в период, когда шла подготовка этого материала) еще не была опубликована, сошлемся на расстановку сил на отечественном рынке, согласно прошлогодним данным.
Как и прежде, на рынке новых грузовиков доминирует европейская "семерка". Символическое присутствие французской марки Renault в таблице указывает лишь на тот факт, что она поставляет на рынок грузовики со своего калужского предприятия.
Большой разрыв между евромарками и остальными участниками рынка - свидетельство стабильности и определенности выбора клиентов. Этот сложившийся статус кво подтверждает и ввоз б/у техники: среди грузовиков, бывших в эксплуатации и затем ввезенных в страну, так же превалирует европейская "семерка". Обращает на себя внимание резко снизившийся объем ввоза американской б/у техники, хотя у ряда грузоперевозчиков она, несомненно, пользуется популярностью.
Корейские, китайские и японские тягачи в количественном отношении очень сильно отстают от своих европейских конкурентов. Их использование в межрегиональных перевозках сильно ограничено по разным причинам. Несмотря на высокое качество изготовления, например, японские и корейские грузовики не приспособлены для длительных поездок.
Поэтому их ниша - внутригородские и внутрирегиональные перевозки, где плечо перевозки не превышает одной тысячи километров. Фактически такую же нишу занимают и китайские тягачи. Как и прежде, в китайском сегменте два лидера - Howo и Shaanxi, у которых количество ввезенных самосвалов в несколько раз больше тягачей. У других зарубежных игроков аналогичный перекос в сторону самосвального сегмента - Daewoo,Tatra, украинский КрАЗ, а также остальные китайские марки (FAW, DongFeng, Beifeng Benchi).
Причины, по которым грузоперевозчики выбирают для межрегиональных перевозок европейскую технику, - как новую, так и б/у - хорошо известны.
"Междугородние, а тем более международные перевозки - это очень ответственный и при этом рискованный бизнес. Перевозчик несет ответственность за вверенный ему ценный груз в течение долгого времени, на большой дистанции пути, - отмечает Алексей Шарапанюк. - Одно дело застрять где-то в родном городе и ждать пару часов техничку, и совсем другое - оказаться один на один с дорогой где-то в лесу или поле или вообще в чужой стране. Поэтому машина должна быть надежной. Кроме того, водители-дальнобойщики, "белая кость" среди водителей грузового транспорта, практически проводят всю жизнь в кабине грузовика, живут в нем и имеют право предъявлять высокие требования к комфорту. Хороший водитель не поедет далеко от дома на неудобной машине. Ну, и наконец, расход топлива. На плече в 3000 километров, особенно покупая топливо за рубежом, приходится быть особенно внимательным к экономичности грузовика. Так вот, отечественных машин, отвечающих современным требованиям перевозчиков, просто не существует. Поэтому они в основном выбирают европейские грузовики".
Транспортный бизнес - это долгосрочные вложения, поэтому
грузоперевозчики, которые планируют свой бизнес на весьма долгосрочную перспективу, во главу ставят такое понятие как total cost ownership - общая стоимость владения транспортным средством.
И если рассчитывать бизнес на 5-10 лет, то получается, что приобретать иностранный автомобиль выгоднее, так как он реже ломается, экономичнее расходует топливо, у него выше процент остаточной стоимости, и таким образом общие расходы на автомобиль в процессе эксплуатации получаются меньше. "Расчет затрат на эксплуатацию - это очень непростая задача, - анализирует Алексей Шарапанюк. - Необходимо учесть не только затраты на топливо, расход которого у "европейцев" однозначно ниже, но и время вынужденного простоя, и затраты на ремонт (у европейцев ремонты дороже, но существенно реже), и риски от непоставки груза в срок. Все эти параметры перевешивают более высокую стоимость европейского грузовика, по сравнению с отечественными КАМАЗами и МАЗами. Поэтому среди дальнобойных машин доминируют европейцы. Люди научились считать деньги". Зеркальное отражение заложенных в конструкцию грузовиков характеристик и свойств выявляется на вторичном рынке, где перевозчики выбирают не убитые автомобили, а те, которые еще много лет способны приносить прибыль.
Статистика фиксирует превалирование в импорте б/у грузовиков именно европейских марок.
"Вторичный рынок высоко развит в России, машины перепродаются по нескольку раз, - отмечает Алексей Шарапанюк из "Рено Тракс Восток". - Остаточная стоимость грузовика после планируемого периода эксплуатации также влияет на стоимость владения. Если 5-летний европеец сохраняет хорошие свойства и имеет разумную цену на рынке, то, к сожалению, об отечественных машинах этого сказать нельзя". Пока устоявшемуся и сложившемуся раскладу в сегменте тяжелых тягачей не грозит кардинальный передел. За прошедшие годы сформировались приоритеты в выборе тяжелой техники как для дальнобойных, так и внутрирегиональных перевозок. Но на горизонте замаячила перспектива агрессивного вторжения грузовиков из Китайской Народной Республики.
Что приедет из Поднебесной?
Сейчас заметно активизировались продавцы китайской техники. Пока активность с их стороны наблюдается в сегменте самосвалов, но при этом постоянно анонсируется выход на отечественный рынок и грузовиков. Конечно, отечественные производители будут стремиться не пускать конкурентов на рынок. Но китайские производители на выставках коммерческого транспорта постоянно показывают свои разработки, а они действительно впечатляют и демонстрируют существенный прогресс в сегменте тягачей.
Один из ведущих производителей грузовой техники Foton представляет на выставках свое новое семейство Auman. Тягач Auman GT, как всегда, является сборной конструкцией из элементов различных производителей. Кабина - идентичная Actros, дизель Cummins, коробка Eaton.
Но вот уж кто сможет серьезно потеснить и отечественные грузовики, и отчасти европейские - так это новый китайский тягач Howo A7. В качестве тягачей предыдущие модели этой марки использовались в основном во внутригородских перевозках, то есть в основном на небольшие расстояния. Новый Howo А7 предназначен и для дальних перевозках. Кстати, в Китае сейчас отмечается бум междугородних автомобильных перевозок: быстро развивающаяся экономика соседней страны потребовала все большего числа дальнобойной техники. И китайские производители откликаются на эту потребность.
Howo A7 - это грузовик нового поколения, разработанный корпорацией Sinotruk. Он представляет собой дальнейшее развитие модельного ряда, который за несколько лет присутствия на российском рынке уже успел зарекомендовать себя как надёжный и эффективный грузовой автомобиль и самосвал для работы в самых разных условиях. "Уже сейчас тягач Howo A7 по подавляющему большинству характеристик опережает отечественные аналоги, - говорит Виталий Березовский, директор ООО "ТехноБизнес" - региональное представительство марки HOWO (г. Новосибирск). - И по ценовым факторам, и по надежности конструкции, и по эксплуатационным характеристикам. И это показывает первый опыт успешной эксплуатации этих тягачей".
Производитель серьёзно обновил конструкцию грузовика: с одной стороны, это приблизило его к моделям ведущих западных автомобилей, с другой, позволило улучшить технические характеристики автомобиля.
Рама грузовика изготовлена из высокопрочного металла. Howo A7 - первый китайский автомобиль, оснащенный дисковыми тормозами на передних колесах. На автомобиль устанавливается новый передний мост.
"Новый грузовик оснащается самым современным двигателем в китайском автопроме - это двигатель-миллионник - серий D12 и D10. Мощность двигателей, в зависимости от модификации, составляет 380 и 420 л.с. Это собственная разработка корпорации Sinotruсk, - говорит Виталий Березовский из ООО "ТехноБизнес". - Двигатели D10 и D12 китайского производства соответствуют действующему в России стандарту Евро-3 и имеют конструктивный потенциал для адаптации под Евро-4 и Евро-5".
На новый тягач устанавливается новая кабина. Дизайн внутреннего пространства кабины спроектирован исходя из самых современных требований к комфорту при работе и отдыхе водителя-дальнобойщика. А подъёмник кабины с электроприводом облегчает обслуживание и ремонт.
"Машина окупается уже за первые шесть месяцев эксплуатации, - отмечает Виталий Березовский, - и мы видим большой интерес со стороны грузоперевозчиков. Доступные запасные части, низкая их стоимость, взаимозаменяемость - все это облегчает и существенно снижает затраты при эксплуатации тягачей. На Howo A7 устанавливается гарантия - 50000 км пробега или 18 мес. с момента приобретения. Эта модель уже стала достаточно популярной на Дальнем Востоке, в Якутии, Иркутской области".
Белорусский ответ
С ситуацией в сегменте отечественных тягачей разобраться сложно. Дело в том, что отечественные производители не предоставляют цифр по продажам своей техники, они, как в былые времена, рапортуют только об объемах производства. Поэтому выяснить, каковы реальные доли на рынке камского и минского производителей автотехники, затруднительно.
Между двумя крупнейшими отечественными производителями - камским и минским автозаводами существовало негласное соглашение: минчане специализируются на тягачах, хотя аналогичные модели есть и у КамАЗа, а в гамме минского предприятия имеются строительные самосвалы. Пересечения неизбежны. Как будут они решаться после предстоящего объединения двух крупнейших автопроизводителей на постсоветском простарнстве - пока загадка. Но вернемся к тягачам.
Семейство новых тягачей минского автомобильного завода получило собственное имя - "Простор". Цифровое его обозначение - МАЗ-6430W8, трехосный тягач. Двухосник МАЗ-5440B9 оснащен ярославским дизелем ЯМЗ-651, соответствующим нормам Euro-4, причем он обходится без мочевины. На трехосник установлен двигатель Cummins мощностью 400 л.с. и объемом 9 л. Есть вариант и с мерседесовским двигателем OM-501, мощностью 412 л.с. с различными вариантами коробки передач. Интерьер новой кабины вполне европейский - новая панель приборов, высота кабины такова, что водитель может встать в ней в полный рост, спальная полка. В конструкции тягачей использованы также детали белорусского производства. А значит, сложностей с запчастями и сервисным обслуживанием возникнуть не должно. Сейчас изготовлена первая партия из 20 автомобилей, которые проходят испытания и презентуются на различных выставках. "Простор" пойдет в серию в следующем году. Еще одна новинка - седельный капотный тягач - так же пока на предсерийной стадии. Для минского производителя тягачей становится актуальнейшей задача в преддверии вступления в ВТО быстрее осваивать серийное производство, ведь рынок, как известно, не прощает опозданий.
Фото: АвтоТрансИнфо
Auto-sib.com