Богатырская сила
В условиях сокращения грузопотоков обостряется конкуренция между стивидорными компаниями. Участники рынка стремятся привлекать тяжеловесные и негабаритные грузы, которые сегодня наиболее рентабельны. А потому главным преимуществом портов становится оборудование, которое способно справиться с текущими задачами. Например, у ОАО "Морской порт СанктПетербург" есть плавкран "Богатырь-4", который востребован даже за пределами страны.
"Богатырь-4" способен обрабатывать грузы весом до 300 тонн, выполнять судостроительные, судоремонтные и аварийноспасательные работы, обеспечивать гидротехническое строительство. На собственной грузовой площадке плавкран может перевозить до 900 тонн.
"Богатырь-4" - третье судно из шести, выпущенных в этой серии. Один его "брат" трудится в Польше, остальные на Дальнем Востоке, Каспии и Черном море, на Севере и Северо-Западе России. И каждому периодически приходится выполнять неординарные задачи, многие из которых широко освещались в СМИ. Например, "Богатырю2" довелось поднимать затонувшие подводные лодки.
Ну а плавкрану петербургского порта чаще выпадают гражданские операции. С его помощью, например, строились порты в Кеми, Хамине (Финляндия), Риге, Таллине, Мурманске и Усть-Луге, были возведены Гренадерский, Финляндский, Володарский и Благовещенский мосты в Петербурге, подняты со дна Невы рыболовецкий траулер "Комсомольский", буксир "Москва" и сухогруз "Каунас".
Одна из последних операций - перегрузка летом этого года партии негабаритного тяжеловесного оборудования для восстановления гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС. Она проходила на Свердловской набережной Петербурга и заняла около трех суток. На теплоход "Арсенал" были погружены три рабочих колеса гидротурбины (вес каждого - 145 тонн), две маслованны подпятников генераторов (по 21 тонне каждая) и два 13тонных остова роторов вспомогательных генераторов.
Но, конечно, столь мощная техника требует сверхпрофессионального управления. Ведь прежде чем поднять негабаритный груз, нужно учесть множество факторов: крены, направление и силу ветра, приливотлив, высоту волны, вес груза и центр его тяжести. Даже небольшое грузовое место может стоить миллионы, и ответственность за качество перевалки ложится на каждого члена экипажа.
19 сентября "Богатырю-4" исполнилось 33 года. Однако его детали и механизмы по-прежнему готовы к интенсивным нагрузкам, что подтверждают ежегодные испытания. И дело здесь не только в качестве материалов. Состояние плавкрана зависит от знаний, опыта и человеческого внимания. А для команды плавкран стал вторым домом, и отношение к нему соответствующее. Благодаря экипажу у "Богатыря" богатырское здоровье. Пусть оно сохраняется на долгие годы.
Фото: Fleetphoto.ru
Волго-Невский ПроспектЪ