Таможня корректирует:
Участники ВЭД существенно обеспокоены начавшейся еще в январе 2012 г. массовой проверкой достоверности таможенной стоимости впорядке постконтроля и многочисленными корректировками в связи с этим таможенной стоимости. Сегодня таможенные платежи достигли уже более 50 процентов госбюджета страны. Стараясь "держать планку", таможенные органы планомерно усиливают давление на участников ВЭД. Одним из инструментов такого давления стало принятие решений, напрямую влияющих на размер таможенных платежей. Наиболее типичный пример - решения о корректировка таможенной стоимости, которая производится как на этапе таможенного декларирования, так и после выпуска товара.
Как это делается, рассказал привлеченный эксперт ТПП РФ, юрист таможенного холдинга "Группа Тарго" Николай Зарубин. В практике профессионалов таможенной сферы, по его словам, есть много примеров того, как таможенные органы, стремясь собрать максимальные платежи, нарушают нормы действующего законодательства.
Такие нарушения начинаются еще на этапе принятия решения о проведении дополнительной проверки. Как правило, основания для проведения дополнительной проверки указываются очень расплывчато, например, "использование СУР (система управления рисками) выявило риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров".
Получив такое решение, декларант остается в неведении о том, что именно в представленном им при декларировании пакете документов вызвало у таможенного органа сомнения, и, следовательно, не может предоставить документы и сведения, способные эти сомнения устранить.
Список документов, запрашиваемых таможенным органом в решении о проведении дополнительной проверки, также не вносит никакой ясности.
Зачастую этот перечень включает в себя самые общие формулировки, например, "договоры с третьими лицами, имеющими отношение к сделке". Иногда перечисляются документы, которыми декларант по определению не располагает и не имеет возможности их получить. Например, это может быть запрос прайс-листа производителя товара или данных об его же издержках в ситуации, когда производитель не является поставщиком товара.
Очень часто таможенный орган запрашивает документы и сведения, которых просто не существует,
например, ведомость банковского контроля по сделке, на которую паспорт сделки не оформлялся. Или сведения о поставке аналогичных товаров по представленному при декларировании внешнеторговому контракту, и это при условии, что объем товара, заявленный в корректируемой декларации, равен общему объему поставки по контракту и, следовательно, других поставок по данному контракту не производилось.
Получив такое "обоснование" решения о проведении дополнительной проверки, декларант так и не понимает, в чем, собственно, сомневается таможенный орган и что он, декларант, должен сделать. В итоге нет также возможности воспользоваться даже п. 3 ст. 69 ТК ТС, в соответствии с которым декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости и достоверность представленных им документов и сведений. Декларант может удовлетворить запрос таможни лишь частично, предоставив только те документы, которыми он располагает в действительности или которые ему удалось получить дополнительно. После этого и наступает время корректировки таможенной стоимости.
Именно так, поскольку в большинстве случаев за дополнительной проверкой следует корректировка таможенной стоимости.
С решениями о корректировке таможенной стоимости тоже бывает по-разному, говорит эксперт.
Таможенный орган, как правило, почему-то указывает обоснования для корректировки, абсолютно не согласующиеся с его же решением о проведении самой дополнительной проверки. Например, корректировка может быть обоснована тем, что декларант не представил прайс-лист производителя товара (но при этом сам прайс вовсе и не запрашивался при проведении дополнительной проверки).
Большинство решений о корректировке таможенной стоимости принимается обычно по основаниям, прямо противоречащим законодательству.
Например, таможенный орган зачастую указывает, что основанием для принятия решения о корректировке явилось... отсутствие у него, органа, тех или иных сведений. Во-первых, это не вина декларанта, во-вторых, это - прямое нарушение п. 1 ст. 68 ТК ТС, в соответствии с которым решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом, если таможенным органом или декларантом конкретно обнаружено, что заявленные сведения о таможенной стоимости товаров недостоверны. Ч. 1 ст. 68 ТК ТС также предусматривает, что принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование.
То есть для корректировки таможенной стоимости необходимо найти доказательства предоставления недостоверных сведений, а не указывать на то, что у таможенного органа нет каких-то сведений.
Зачастую таможенный орган принимает решения о корректировке, исходя из отсутствия сведений о расходах. И это при том, что, в соответствии с Соглашением "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" от 25.01.2008 г., эти сведения не могут быть включены в таможенную стоимость, (речь идет об информации о хранении товаров на территории иностранных государств, штрафных санкциях, наложенных перевозчиком на декларанта за простой транспортных средств или несвоевременную оплату).
Принятое таким образом решение таможенного органа абсолютно не обосновано, но оно принимается, и многие импортеры, чтобы не ссориться с таможней, сцепив зубы, платят.
Между тем, законодательство предоставляет декларанту все возможности для обжалования подобных решений и во внесудебном (путем направления жалобы в вышестоящий таможенный орган), и в судебном порядке. Но, несмотря на массовый характер подобных действий таможенных органов, а также на их незаконность,
лишь небольшой процент участников внешнеэкономической деятельности ведет серьезную и планомерную работу по обжалованию незаконных действий таможенных органов.
Данную практику нельзя назвать эффективной.
Во-первых, это ведет к существенным финансовым потерям. Во-вторых, провоцирует на продолжение противозаконной практики. В-третьих, следует помнить еще одно: на основании факта корректировки таможенной стоимости можно возбудить в отношении декларанта дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Максимальное наказание по этой статье - штраф в двукратном размере сумм таможенных платежей, подлежащих уплате, с конфискацией товаров.
Иными словами, незаконные решения таможенного органа не только можно, но и нужно обжаловать. Да, у нас это бывает очень непросто. Но если вы работаете честно, то профессиональное отстаивание своих законных интересов и активное оспаривание незаконных действий, как показывает практика, будут вам полезны. Во-первых, обжалование имеет шанс на успех уже хотя бы в связи с незаконностью и абсурдностью большинства принимаемых таможенными органами решений о корректировке таможенной стоимости. Во-вторых, как правило, в отношении компетентных участников таможенных правоотношений попытки необоснованных корректировок таможенной стоимости больше не возобновляются.
Фото: Dreamstime.com
Капитал страны