Как установили сотрудники отделения "Охрана труда, экология и промышленная безопасность" ОАО "ВНИИЖТ", особую осторожность надо соблюдать при транспортировке по железной дороге не только жидких и газообразных материалов, но и целого ряда твёрдых веществ.
Среди них, например, хлорат калия, перхлорат аммония, цианиды металла и иные химические соединения. Помимо них, к опасным грузам относятся также самовозгорающиеся продукты, например жёлтый фосфор, марганцевокислый калий и целый ряд других.
Дело в том, что при воспламенении они выделяют высокотоксичные вещества. В ходе проведённых исследований учёные ВНИИЖТа и ВНИИ железнодорожной гигиены изучили свойства опасных твёрдых веществ, доставляемых по месту назначения в вагонах, и разработали рекомендации по их правильной транспортировке.
Например, удалось установить, что наибольшую угрозу подобные грузы представляют при нарушении их тары и упаковки. В этом случае продукция просыпается на пол вагона, подвергаясь интенсивному трению при движении поезда. Как следствие, может произойти самовозгорание груза.
В свою очередь при складировании и доставке щелочных металлов персоналу надо учитывать их способность гореть в атмосфере углекислого газа и хлора.
А древесные опилки, бумага и сера могут вспыхнуть при контакте с окисляющими веществами, в том числе такими, как пероксид водорода или оксид хрома.
Поэтому для обеспечения безопасной перевозки подобных материалов особое внимание надо уделять их надёжной фиксации в вагоне, чтобы не допускать толчков и ударов в пути следования поезда. Разумеется, тара при этом должна быть очень прочной и без каких-либо даже незначительных дефектов.
Согласно расчётам учёных, вагоны с такими грузами могут выдерживать соударения на скорости не более 3 км/ч, то есть его нельзя спускать с сортировочной горки.
Единственные материалы, способные выдержать сильные толчки, - это цианиды серебра, цинка и меди, плохо растворяемые в воде. Поэтому вагоны с ними можно пропускать через горочные устройства, не опасаясь за последствия.
А главным результатом проведённых отраслевыми учёными исследований стал вывод, что в связи с многообразием и большим различием свойств твёрдых опасных грузов необходимо как можно скорее пересмотреть действующие в настоящее время требования к их перевозке и роспуску с сортировочных горок на станциях.
Гудок