← Коммерческий транспорт

Выпуск грузовых автомобилей: сводки с грузового фронта

Выпуск грузовых автомобилей: сводки с грузового фронта
Рынок грузовиков в стране показывает хорошую динамику на фоне стагнации и снижения объема европейских продаж на протяжении последних 11 месяцев. Какова сегодня ситуация на рынке, как себя чувствуют производители в России, и какие они строят планы, какова государственная политика - в этих вопросах разбирался корреспондент Auto-sib.com.
Положительная динамика развития экономики влечет за собой увеличение грузовых перевозок, а это главный фактор роста производства, выпуска грузовых автомобилей и импорта грузовиков самых разных классов. За прошедшие полтора года грузооборот вырос на 9%. Это неплохие показатели. Одновременно выросли продажи как новых, так и б/у автомобилей. В настоящее время развитие рынка будет находиться под влиянием двух важных факторов - вступление страны в ВТО и введение норм утилизационного сбора и локализации выпуска грузовых автомобилей зарубежных марок в РФ.
На прошедшей в рамках Московского международного автосалона - 2012 конференции "Инновационный автопром в России: миф или реальность" выступавшими были обозначены основные направления государственной политики развития грузового сегмента рынка в РФ. С большим докладом "Автомобильная промышленность России" на этом мероприятии выступил Тимур Микая, руководитель департамента автомобильной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ. Его доклад содержал анализ развития рынка и намеченную государственную политику, в которой уделяется внимание стратегическим вопросам.
По словам выступающего, наиболее неприемлемая ситуация сложилась в грузовом парке страны. Высок износ грузовиков, а по своей структуре он состоит в своем большинстве из автомобилей с экологическим классом Euro-0 и сроком эксплуатации более 10 лет.
Грузовые автомобили возрастом более 5 лет составляют 83% парка, в том числе свыше 15 лет - 47%.
Современным экологическим нормам Euro-3 и выше соответствует только 12% грузовиков. На долю Euro-2 приходится 18% парка грузовой техники.
Министерство ставит задачу, чтобы к 2020 году порядка 80% выпуска грузовых автомобилей производилось на территории Российской Федерации. Стратегия правительственных чиновников заключается в снижении доли импорта, повышении уровня локализации российских и иностранных автопроизводителей при радикальной реструктуризации производства автокомпонентов. А главный стратегический посыл - сохранение защиты рынка на уровне 2010 года. Чиновник рассказал о целесообразности введения утилизационного сбора. Озвучена была программа приоритетных мероприятий НИОКР и важнейших инновационных проектов, а именно, создание семейства газовых двигателей нового поколения перспективных эколгических классов для автотранспортных средств массой более 6 т и автобусов средней и большой вместимости (исполнитель НАМИ). Разработана также программа создания полноприводного грузовика типа 6х6 с комбинированной энергоустановкой, соответствующей перспективным международным требованиям по экологии, безопасности и энергоресурсосбережению (исполнитель ОАО "КАМАЗ"). Чиновник также объявил о восстановлении и развитии старых российских брендов, таких как ЗИЛ (исполнитель - корпорация Ростехнологии).
Такая государственная политика в выпуске грузовых автомобилей, по мнению правительственных чиновников, позволит переломить негативные тренды, обозначившиеся в развитии автостроительной отрасли, и позволит вывести ее на новый уровень.
Понятная государственная политика в выпуске грузовых автомобилей полностью соответствует экономическим интересам потенциальных и реальных инвесторов, которые пришли и будут работать "всерьез и надолго" в стране.
Локализация плюс развитие
Сегодня можно говорить о правильности подобных шагов. Движение в этом направлении уже дает первые положительные результаты. Что касается отечественных и зарубежных автопроизводителей, заявивших о локализации бизнеса в стране, то господдержка обеспечит им устойчивость в проведении курса на модернизацию производства и развитие.
Сразу после автомобильного форума прозвучало несколько громких заявлений.
Одно из них сделал президент Татарстана: он объявил о планах Камского автозавода по созданию инжинирингового центра моделирования конструкций и технологий автомобильной промышленности. Как сказал президент Татарстана в своем послании Госсовету Татарстана, создание центра обеспечит автомобилестроительный комплекс необходимой современной инфраструктурой для разработки новых образцов автомобильной техники и подготовки персонала мирового уровня. Глава республики предлагает разработать программу формирования и привлечения на территорию Татарстана целой сети инжиниринговых и маркетинговых центров с привлечением специалистов из других регионов России и иностранных государств.
Другое громкое заявление сделал шведский производитель грузовиков - Volvo Group. Ими инициирован проект по строительству в Калуге завода по производству кабин, который начнет скоро реализовываться. Volvo Group инвестирует в этот проект 3,75 млрд руб. Планируется, что их выпуск начнется в 2014 году, а проектная мощность предприятия составит 15 000 кабин в год. Ими будут комплектоваться выпускаемые в Калуге тяжелые грузовики марок Volvo и Renault. Мощности по производству распределятся следующим образом. На долю Volvo планируется выпуск 10000 кабин, а доля Renault составит 5000.
Сейчас Volvo импортирует кабины из Швеции. На новом заводе в Калуге будет налажена их сварка и окраска, а в перспективе возможна и организация штамповки частей кабин. Новое производство уже изначально будет подстроено под выпуск новых моделей. В частности, компания Renault Trucks с 2014 года будет выпускать на заводе в Калуге новые модели, которые 5 сентября были представлены в Гётеборге (Швеция). Сейчас на калужском заводе производятся двух- и трехосные седельные тягачи Renault Premium Route и Renault Premium Lander, а также строительная гамма Renault Kerax.
Примечательно, что
ведущие мировые автопроизводители грузовой техники не озвучивают планы по созданию моторного производства на территории России.
Впрочем, на отечественном рынке образуется еще один монстр в результате объединения МАЗа и КАМАЗа.
"Ростехнологии" и власти Белоруссии после полутора лет переговоров достигли "принципиальных договоренностей" о слиянии КАМАЗа и МАЗа.В совместное российско-белорусское предприятие "Росбелавто" правительство Белоруссии внесет 75% минус 1 акцию МАЗа, а "Ростехнологии" - 49,9% акций КАМАЗа. Как отмечают аналитики, объединение КАМАЗа и МАЗа может быть выгодно обеим компаниям, учитывая, что сделка на первом этапе, по сути, безденежная, а рост рынка грузовиков замедляется. В первую очередь, это объединение интересно для МАЗа с точки зрения получения технологий от КАМАЗа, который сотрудничает с Daimler. При этом КАМАЗ получит дополнительные мощности, что может сделать его более привлекательным для Daimler.
Разнонаправленное движение
По данным АСМ-Холдинг, несмотря на рост отечественного автомобильного рынка (+16,4%), объем выпуска грузовых автомобилей вырос не так заметно (+5%). Ситуация на разных автомобильных заводах слишком разнится - производство существенно растет на предприятиях с участием зарубежных автопроизводителей. Конечно, это эффект низкой базы - производство только организовано и начинает набирать обороты.
Предприятие "Вольво Восток" увеличило выпуск грузовых автомобилей шведской марки до 3 049 единиц (+45% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус выпустил 1054 среднетоннажников (рост в 1,5 раза), Мерседес-Бенц Тракс Восток - 941 единицу (рост в 2,7 раза). С января начата сборка на предприятии Форд Соллерс в Елабуге, где произведено 3 763 фургонов Ford Transit. Отметим, что
доля иностранных марок в общем объеме выпуска грузовых автомобилей увеличилась до 13%, годом ранее она составляла 10,5%.
Среди предприятий, выпускающих отечественные грузовые автомобили, существенный рост отмечен на КАМАЗе, где выпущено 24823 автомобиля (+16,6%). На других крупных отечественных заводах отмечался спад производства. АЗ "Урал" снизил объем выпуска грузовых автомобилей на 20%, из его заводских ворот выехало 3 760 грузовиков. Аналогичный спад и у Ульяновского автозавода: выпуск грузовых автомобилей сократился до 11 041 единицы грузовой техники. Хотя с берегов Волги недавно пришла и радостная весть - о возобновлении сборки грузовых автомобилей Isuzu.
Снизили выпуск грузовых автомобилей ИВЕКО-АМТ (-20%), ООО "Чайка-НН" (-17%), Саранский завод автосамосвалов (-29%). А выпуск грузовых автомобилей на бывшем отечественном автогиганте ЗИЛ составил всего 687 штук, в основном это были старые капотные автомобили ЗИЛ-4329/4333.
Фото: АвтоТрансИнфо
Auto-sib.com