← Безопасность и страхование

Экспедиторская деятельность: вопросы регулирования

Экспедиторская деятельность: вопросы регулирования
Если договором транспортной экспедиции предусмотрено страхование ответственности экспедитора, то входят ли такие расходы в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли? Публикуем ответ на данный вопрос эксперта Елены Селяниной.
В соответствии со ст. 803 ГК РФ и п. 1 ст. 6 Закона №87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ и указанного Закона №87-ФЗ.
Если страхование грузов всегда осуществляется в интересах самого клиента, то страхование профессиональной ответственности осуществляется как в интересах экспедитора, так и в интересах клиента.
Транспортная компания, заключившая договор страхования ответственности экспедитора, считает себя защищенной от возможных "неприятностей" с перевозимым грузом и автоматического возникновения в связи с этим убытков. Соответственно заключение данного договора позиционируется для клиента как преимущественный фактор при выборе транспортной компании.
Арбитражная практика по данному вопросу не является однозначной: встречаются решения, признающие правомерность страховой выплаты при заключении договора страхования ответственности экспедитором (постановление ФАС Московского округа от 12.03.2009 №КГ-А40/1283-09, и решения, поддерживающие отказ страховой компании в выплате страхового возмещения (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.10.2008 № А56-47226/2007, ФАС Уральского округа от 1.12.2008 № Ф09-8955/08-С5).
Рекомендуем в этой ситуации учитывать, что страхование риска ответственности за нарушение договора в соответствии с п. 1 ст. 932 ГК РФ допускается в случаях, предусмотренных законом.
Иными словами, в законе должна быть прямо предусмотрена возможность страхования риска неисполнения обязательств.
В настоящее время Законом № 87-ФЗ обязательное страхование ответственности экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным транспортом не предусмотрено.
Если при заключении договора транспортной экспедиции условие о страховании ответственности экспедитора все-таки включено в текст договора, то здесь нужно учитывать следующее.
Страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно п. 1 ст. 263 НК РФ.
Исключение составляют расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями (п.п. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ, письмо УФНС по г. Москве от 8.09.2010 №16-15/094901@).
Таким образом, расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности экспедитора (за исключением страхования ответственности при осуществлении деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями) не могут признаваться расходами для целей налогообложения прибыли.
Автор - аудитор, кандидат экономических наук.
Фото: tmbzakon.ru
Финансовая газета