← Автосервис, запчасти, шины

Экспансия на турецкий рынок обернулась для "Кордианта" миллионными убытками

Высший арбитражный суд РФ постановил, что ОАО "Кордиант" обязано возместить дистрибьютору шин Tyrex Allsteel в Турции, компании Global Tyre Ltd., убытки, связанные с многочисленными рекламациями, поданными турецкими водителями.
В 2008 году ОАО "СИБУР - Русские шины" (с 2011 года - ОАО "Кордиант") - крупнейший российский производитель автопокрышек - начало энергично осваивать турецкий рынок. За продвижение российских шин за границей взялась британская корпорация Global Tyre Ltd (GT). Дистрибьютор предложил турецким автовладельцам последнюю разработку "Кордианта" - грузовые шины под раскрученным в Российской Федерации брендом Tyrex AllSteel. Российский производитель установил заманчивую цену, продажи стремительно росли. "Несмотря на высокую конкуренцию, в первый год нам удалось продать более 13 тысяч российских покрышек, - вспоминает российский представитель GT Николай Кашуро. - И вдруг нам пошли рекламации. Сначала 80, потом 200, потом 1 000".
Турецкие водители обнаружили, что через 5-6 тысяч км пробега (для грузовика 1-3 месяца работы) у шин начинает крошиться рисунок протектора. По требованию турецких экологических служб GT уничтожал возвращенные потребителями дефектные покрышки. Убытки посредника росли, и он предложил "Кордианту" отозвать все проданные шины данной марки, но российская компания отказалась. Это стало поводом для расторжения дистрибьюторского контракта и исков в российские суды. После длительных разбирательств Высший арбитражный суд Российской Федерации окончательно подтвердил правоту GT. В октябре дистрибьютор подал иск о взыскании убытков. Теперь "Кордиант" должен возместить своему дистрибьютору стоимость проданных шин, что составляет в сумме 12,5 миллионов рублей (400 тысяч долларов). Плюс к этому, одержав первую победу, дистрибьютор надеется взыскать с производителя еще расходы на доставку товара и растаможку - 16 миллионов рублей (500 тысяч долларов). Впрочем, это несущественные потери для компании, заработавшей в 2011 году 69 миллиардов рублей, что на 40% выше уровня 2010 года. Правда, продажи на внешнем рынке шли медленнее, чем на внутреннем.
В GT считают, что для репутации производителя было бы выгоднее отозвать всю партию Tyrex AllSteel, у которой обнаружен брак. Николай Кашуро уверяет, что якобы рекламации поступают и к другим дистрибьюторам "Кордианта", поставлявшим шины в Болгарию и Хорватию. Кроме того, якобы из-за турецкой истории от шин "Кордианта" отказались бразильские партнеры. Представитель ОАО "Кордиант" Яна Аржанова ограничилась лаконичным комментарием: "В настоящий момент компания ведет несколько судебных разбирательств, связанных с урегулированием взаимных расчетов за поставленную на территорию Турции шинную продукцию".
Рекламации на шины - не редкость в практике участников этого рынка. "Рекламации поступают не только на российские шины, но и на китайские, например", - отмечает менеджер отдела продаж ООО "1001 шина" Роман Кузьмин. "Кордиант" занимает лидирующие позиции в России, контролирует 13,4% рынка, и громких судебных разбирательств с российскими клиентами у компании пока не было. Возможно, проблемы в Турции возникли у производителя из-за того, что там законы лучше защищают потребителей. Впрочем, по словам адвоката Василия Давыдова, законодательство в России защищает потребителя не хуже, чем в Турции. Разницу надо искать не в законах, а в традициях делового оборота. По мнению экспертов, если у российского клиента возникают претензии к качеству шин, то продавцу легче доказать, что покупатель сам их испортил. "В России ездят, как правило, с перегрузом и по плохим дорогам. В 90% случаев мы можем указать на нарушения условий эксплуатации", - говорит Роман Кузьмин.
Колеса.ру