"В чем-то мы опережаем европейские центры"
Григорий Рузавин, технический директор, руководитель учебно-консультационного центра ООО "Роберт Бош" в Москве, рассказал журналу "Рынок АВТОзапчастей" о том, что представляет собой сеть учебных центров БОШ, как там организовано обучение, с какими проблемами приходится сталкиваться учебным центрам в своей работе. А также о том, в чем российские учебные центры БОШ опережают европейские.
- Расскажите, пожалуйста, что вообще представляет собой сеть учебных центров БОШ и как она развита в России?
- Самый первый учебный центр появился у компании достаточно давно - в 70-е годы. Было это, естественно, в Германии. С тех пор по всему миру существует уже 46 центров и 103 филиала. Разница между ними состоит прежде всего в том, что в центре как таковом преподается весь комплекс учебных программ фирмы, и он оснащен фактически всем оборудованием, которое наличествует у БОШ на сегодняшний день; филиал же работает по более компактной программе и оборудования там, соответственно, меньше.
В России базовый центр расположен в Москве. Он открыт в 1999 году и стал тогда 31-м учебным центром в глобальной сети БОШ. В прошлом году открыт филиал вСанкт-Петербурге. Но наше подразделение занимается не только Россией. Мы отвечаем за развитие компании на территории - ни много, ни мало - всего бывшего СССР, за исключением стран Балтии. На данный момент успешно работает центр полного цикла в Киеве, в ближайших планах стоит открытие центров в Минске и Казахстане - в качестве филиалов. Впрочем, в России тоже есть планы по развертыванию филиалов: мы занимаемся подготовкой их создания в Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске. Эти центры начнут свою работу в следующем году.
Кроме деления на базовые площадки и филиалы у нас присутствует и еще одна спецификация. Этот проект называется "Академия БОШ" и создан он как программа сотрудничества с высшими и профессиональными техническими учебными заведениями. Мы обучаем на своих курсах преподавателей, которые в итоге получают сертификат и сами уже занимаются обучением молодого поколения в вузе или в профтехучилище - как в рамках учебного процесса, так и дополнительно. Разумеется, они могут обучать не только студентов, но и, скажем, местных сервисменов, которым необходимо повысить свою квалификацию. Особенностью "академического" проекта является то, что оборудование, которое используется в подобных точках, приближается по своему составу к тому, что находится в базовых центрах - и превышает находящееся в филиалах. Буквально недавно мы открыли новое подразделение Академии в Одессе. На данный момент, помимо одесского, существуют еще два подразделения, уже в России: орловское и астраханское. Ведутся переговоры с университетом "Львовская политехника" и с Национальным транспортным университетом в Киеве.
- Как организовано обучение в учебных центрах и по каким программам занимаются будущие специалисты с сертификатом БОШ?
- Сначала скажу о главном. Когда в 1999 году открывался наш центр в Москве, он был нацелен на работу только с персоналом тех сервисных предприятий, которые входят в местные отделения международных сетевых структур компании: БОШ Сервис, БОШ Дизель Сервис, БОШ Модуль. Однако чем дальше, тем больше мы начали понимать заинтересованность рынка в целом в наших услугах. Поэтому в 2009 году - когда центр переезжал на новое место, где существует сейчас и откуда скоро переедет снова - мы перенацелили программы на более широкий круг желающих. Соответственно изменилась и реклама учебного центра: с нее исчезли механики в фирменных халатах и появились сервисмены в нейтральной спецодежде.
Что касается программ, понятно, что,
поскольку концепция сети учебных центров существует давно и сама сеть весьма широка, то тематика курсов крайне разнообразна.
Прежде всего, конечно, это отдельные курсы по бензиновому и дизельному впрыску. Есть также обучение обращению с механикой и автомобильными системами комфорта. Отдельной строкой я бы выделил курсы по программному обеспечению - прежде всего включающие в себя навыки работы с фирменной электронной средой БОШ ESI.
Это тематика - но курсы также разбиты и по степеням сложности и профессионализма. Есть базовый, продвинутый и экспертный уровни - завершение каждого из них увенчивается вручением сертификата. Человек может продолжать или пока остановиться на достигнутом.
Помимо названной основы, существуют еще и другие ветви программы. Мы обучаем не только технических специалистов, но и управленцев, которым преподаем теорию и практику взаимодействия с клиентом и организации производственной части СТО. Есть отдельный пул для представителей наших оптовых партнеров. Организуются конкурсы профессионального мастерства на звание эксперта от БОШ. Есть совместное предложение с концерном ZF. У нас стратегическое партнерство по многим направлениям, в том числе по этому: там, где представители ZF являются специалистами (скажем, трансмиссия, рулевая тяга и т. п.), мы приглашаем их.
И, наконец, нововведения, которые мы начали практиковать благодаря требованиям рынка. В первую очередь - наша система дистанционного обучения Regionet. В реальном времени через интернет группа обучающихся, находящихся в разных концах страны, связывается с преподавателем в общей конференции и получает знания и ответы на все свои вопросы, вплоть до того, что преподаватель может лично руководить подбором нужной детали. Система придумана специально для тех, кто не может получить наше образование очно. И надо сказать, что наше начинание было пионерским. Казалось бы, в Европе давно должны были пользоваться такой технологией. Но нет - видимо, из-за того, что там обучающимся проще приехать на площадку, такой подход не казался настолько актуальным, как в обширной России. Но после нашего опыта центральный офис крайне заинтересовался подобной практикой. В свою очередь, на MIMS-2012 мы представили в России систему Elearning, адаптированную к нашим условиям программу web-курсов, где клиент получает доступ к сетевому контенту, приобретая карточку-ключ.
Regionet - не единственный момент, в котором мы опережаем европейские центры. Возьмем, к примеру, программу курсов, специально организованную для владельцев оборудования БОШ.Мы ввели ее в прошлом году, откликаясь на запрос рынка. Приобретший, например, сканер KTS мог бы выборочно посещать наши занятия, где обучение обращению со сканером вписано в общую программу. Однако ему подобная универсальность, как правило, не нужна; ему важнее всего понять в совершенстве потенциал конкретного устройства. Мы пошли навстречу и организовали такие курсы. В Германии они тоже существуют, однако у нас преподавание для владельцев фирменного оборудование подразумевает более глубокий уровень, чем там.
- С какими проблемами приходится сталкиваться учебным центрам БОШ в своей работе?
- Не думаю, что стоит здесь говорить о проблемах, вызванных витиеватостью российского законодательства - мы его просто соблюдаем, и комментарии здесь излишни. Но две проблемы другого рода я назову. Общего в обеих ситуациях то, что все излишне полагаются на собственно компанию БОШ, рассчитывая, что она сама все сделает за них. А это в корне неверно.
Вот мы организовали Академию в Астрахани. Человек, который возглавлял проект с местной стороны, в какой-то момент просто решил уйти, и оказалось, что оперативно заменить его, используя местные ресурсы, невозможно. И сложилась критическая ситуация. У нас есть силы ее разрешить, но она показательна для рынка.
Также мы сталкиваемся - в последнее время - с падением наполняемости групп. Если раньше они были примерно по 12 человек (больше просто неудобно), то теперь - 7-8. Как правило, это происходит потому, что
сотрудники БОШ Сервисов, особенно вновь образованных, видимо, рассуждают так: я встал под знамена БОШ, и более ничего уже не нужно. Нет, нужно!
Необходимо постоянно повышать свою квалификацию по фирменным программам. Ранее мы просто пользовались указанием на договор, чтобы обязать сервисменов в рамках соблюдения контракта проходить обучение. Условно говоря, пользовались "кнутом". Теперь, для большей эффективности, решили привлечь "пряник": различные маркетинговые средства привлечения, которые запускаем в ноябре: скидки, преференциальная запись на курсы следующего года, выдача сертификатов за стабильное посещение.
Фото: boschcarservice.ru
Рынок АВТОзапчастей