← Топливо, масла и автохимия

Сахар превратили в дизтопливо

Ученые из Калифорнийского университета реанимировали "заброшенную" технологию превращения крахмала во взрывчатку и с ее помощью создали процесс, позволяющий производить дизельное топливо.
Методика производства дизельного топлива из продуктов бактериального брожения была разработана химиком Хаимом Вейцманом почти 100 лет назад. Она позволяет производить сочетание продуктов, которые содержат больше энергии на литр, чем этанол, который сегодня широко используется на транспорте и может стать коммерчески выгодным в течение 5-10 лет.
Процесс Вейцмана основан на жизнедеятельности бактерии Clostridium acetobutylicum, которая способствует превращению сахаров в ацетон, бутанол и этанол. Американские ученые усовершенствовали технологию с помощью нового катализатора и увеличили выход ацетона и бутанола. В итоге при ферментации смеси производится меньше этанола, зато больше длинноцепочечных углеводородов, который похожи на сочетание углеводородов в дизельном топливе. Эта технология хороша тем, что использует для производства топлива широко распространенное возобновляемое сырье, сахар или крахмал, и позволяет производить непосредственно топливо или химические компоненты необходимые для изготовления, например, пластмасс.
Испытания показали, что полученное новым способом топливо сгорает почти также, как и нефтяное дизтопливо, а значит - его можно смешивать с традиционным горючим. Новый процесс достаточно универсален и позволяет использовать широкий спектр возобновляемого сырья: от кукурузного сахара (глюкозы) и тростникового сахара (сахарозы) до крахмала, а также непродовольственного сырья (трава, ветки, солома и т.п.).
При этом процесс можно настроить для получения различных углеводородов, включая легкие углеводороды похожие на бензин или топливо для реактивных двигателей.
Изначально Вейцман разработал свою технологию для производства пороха. Однако вскоре нефть стала доступнее и дешевле, и технология Вейцмана не получила распространение, поскольку была слишком неэффективной. Сегодня американские ученые смогли создать катализатор на основе палладия и фосфата калия. Катализатор эффективно связывает этанол и бутанол и преобразует их в альдегиды. Затем альдегиды вступают в реакцию с ацетоном и производят длиyноцепочечные углеводороды.
Пока данная технология производит топливо более дорогое, чем нефтяное. Однако она может найти свою нишу, например, для снижения нефтяной зависимости. Кроме того, ученые ведут работу по замене дорогостоящих палладиевых катализаторов на более дешевые и эффективные, что сделает дизтопливо из сахара более конкурентоспособным.
CNews