Федеральная антимонопольная служба заставит нефтяников продавать бензин всем автозаправочным станциям на одних условиях. Соответствующие требования содержатся в законопроекте, подготовленном ведомством. Документ обязывает крупные нефтяные компании разделить оптовую и розничную торговлю моторным топливом. Ожидается, что результатом должно стать равное положение на розничном рынке АЗС, принадлежащих нефтяным компаниям, и независимых заправщиков.
Проект федерального закона "Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации" уже опубликован на официальном интернет-сайте ведомства.
Согласно документу, разработанному ФАС, компаниям, занимающим доминирующее положение на соответствующем рынке (более 35% рынка), "запрещается совмещать оптовую и розничную торговлю" автомобильным топливом. Стоит отметить, что запрет касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.
В том случае, если данный запрет будет нарушен, то индивидуальному предпринимателю может грозить прекращение деятельности в судебное порядке.
В другом случае, если запрет нарушает юридическое лицо, то компания подлежит принудительной реорганизации.
В законопроекте также отмечается, что монополист, доля которого превышает 35% объема реализуемого моторного топлива на соответствующем товарном рынке, не имеет права "приобретать или получать в аренду, а также совершать иные сделки по приобретению автозаправочных станций или земельных участков для строительства автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли моторным топливом".
Представители ФАС надеются, что этот законопроект уравновесит в правах и возможностях собственные заправки крупных нефтяных компаний и АЗС частных компаний. Известно, что в настоящее время собственные АЗС зачастую покупают топливо по сниженным ценам, в то время как независимые компании вынуждены работать уже с другими ценами. Ожидается, что данный законопроект поступит на рассмотрение Государственной думы до конца текущего года.
Ранее глава ФАС Игорь Артемьев призвал правительство удержать цену на бензин в пределах 30 рублей за литр. По его мнению, власти должны создать условия, при которых снижение мировых цен на нефть будет систематически отражаться на стоимости топлива в России. Артемьев также предлагал отказаться от повышения акцизов на бензин. Высокопоставленный чиновник предложил ввести систему гибких акцизов на бензин, которые будут меняться ежемесячно, в зависимости от мировых цен на нефть.
Напомним, что прежний руководитель Минтранса Игорь Левитин ранее заявлял, что количество придорожных бензоколонок должно быть уменьшено в 10-15 раз. Существующие на сегодняшний день показатели, по мнению министра, в разы превышают закрепленные в техрегламентах нормативы, где одна заправка должна приходиться на 50 километров дороги.
Нынешнее количество "некачественных" заправок, расположенных вблизи друг от друга, по словам Левитина, мешает расширению трасс и создаёт аварийную опасность при въезде-выезде с трассы. "Подобная плотность застройки создает опасность на дорогах на выезде с них, а также затрудняет мероприятия по расширению дорог, а потому ситуацию необходимо упорядочить. Программа по сокращению количества придорожных АЗС может стартовать уже в следующем году и будет проходить параллельно с реконструкцией магистралей", - объяснил Левитин.
Сокращение количество придорожных АЗС в 15 раз предусмотрено программой обустройства федеральных трасс бытовыми дорожными комплексами. В рамках программы будут созданы современные автозаправочные комплексы с гостиницами, местами общественного питания и прочей инфраструктурой.
Однако президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша предположил, что многократное сокращение числа АЗС,размещенных вдоль трасс запланировано не в интересах водителей. "С 2006 года Минтранс лоббирует идею, что придорожные объекты должны дополнительно платить Росавтодору за право располагаться у дороги", - пояснил Евгений Аркуша.
Гудок