← ЭДО, ИТ в логистике

Когда собеседники - машины

Когда собеседники - машины
В нынешнем году была обнародована очередная статистика по использованию Интернета. И оказалось, что из подключенных к Сети устройств более половины не являются терминалами, предполагающими общение с пользователем: это неПК (по крайней мере универсальные), не смартфоны, даже не банкоматы, POS-терминалы или информационные киоски. Проще говоря, речь идет о всяческого рода оборудовании, которое использует публичный Интернет для обмена информацией между собой, - о датчиках, контроллерах, промышленных и бортовых системах.
Надо отметить, что такая информация может быть довольно ценной для бизнеса, и ее необходимо собирать и анализировать. Один из сценариев M2M-взаимодействия, весьма широко распространенный - мониторинг транспорта. При этом организация такого процесса позволяет разрешить массу различных задач, прежде всего связанных с планированием мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту. Но только этим дело не ограничивается. И очень многие из возможных преимуществ не лежат на поверхности.
Современная бортовая система представляет собой не просто приемник спутниковой навигации. Это полнофункциональный компьютер, который оснащен всевозможными датчиками (уровня топлива, масла, наличия дыма), средствами контроля различных узлов и агрегатов (часто с возможностью дистанционного управления вплоть до полной блокировки), модулем связи. Есть, конечно, и такие системы, которые рассчитаны на сбор информации в офлайне, так как предназначены они для специализированного транспорта, например карьерного, который должен работать там, где связи нет в принципе, но доля таких проектов все же мала. А на некоторые виды транспорта, например на пассажирский, установка систем мониторинга является обязательной.
Создание диспетчерской системы с использованием средств навигации позволяет решить целый ряд проблем, в том числе застарелых. Это и контроль на маршрутах, и предотвращение слива топлива, "левых" рейсов,использования транспорта в личных целях, ряда грубых нарушений правил движения (например, превышения скорости). Все эти нарушения практически сразу становятся известны руководству предприятия, и те или иные оргмеры можно тут же довести до нарушителя. Как показывает практика,
обычно достаточно два раза лишить премии, чтобы заставить соблюдать нормы и правила даже не слишком дисциплинированного сотрудника, в том числе и водителя.
В результате расход топлива снижается на величину от 15 до 30%. Причем этот показатель рассчитан по итогам реальных проектов.
Часто в системах навигации используются противоугонные системы, и случаи, когда именно они позволяли найти угнанный транспорт и задержать злоумышленников, далеко не единичны. Предлагаются также решения, которые позволяют консолидировать показатели, собираемые системами мониторинга, и передавать их в ПО для автоматизации бизнес-процессов. На их основе, например, формируется различная документация (скажем, путевые листы), производится планирование закупок топлива, смазочных материалов и запасных частей, а также мероприятия, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств. Подсистема связи с диспетчерским узлом обычно строится на основе стандартов, применяемых сотовой связью. В России это GSM, который есть практически повсеместно.
Да, высокоскоростные сети имеются далеко не везде, но и объемы данных в расчете на одно транспортное средство не слишком велики.
Причем часто модуль связи является интеллектуальным, позволяющим в автоматическом режиме оптимизировать используемый тариф для того, чтобы сократить затраты на услуги связи, например, активизируя всевозможные тарифные опции или передавая в зоне роуминга меньшие объемы данных, ограничиваясь только ключевой информацией и отсеивая второстепенную. Это особенно важно для тех, чей транспорт перемещается между разными регионами и, следовательно, вынужден передавать информацию в роуминге, где тарифы многократно увеличиваются. Тем не менее расходы на связь при использовании оборудования разных поставщиков систем навигации могут различаться весьма существенно при том, что функциональность и стоимостные показатели в целом останутся на одном уровне.
Фото: Man
Intelligent Enterprise