← Таможня и ВЭД

Фискальная функция в СУР для таможни остается приоритетной

Фискальная функция в СУР для таможни остается приоритетной
Не так давно появилась информация о создании в структуре ФТС Управления рисков и оперативного контроля (УРиОК). С 12 декабря управление должно начать функционирование и в данный момент полным ходом идут организационные мероприятия. Одним из основополагающих документов стало Положение об управлении, утвержденное 12 ноября приказом ФТС №2295. Именно из установленных в нем функций и направлений будет складываться весь характер работы и даже поверхностный взгляд на основные функции и направления деятельности управления вызывает серьезную озабоченность.
Главная задача нового управления - организация, координация и контроль деятельности таможенных органов по применению СУР. Это то, что от него, собственно, и требуется. Это направление деятельности обозначено в положении в числе первых. Из него, в частности, вытекает следующее: наконец-то займутся участниками ВЭД. Отделить "белых и пушистых" от остальных оттенков черного, пытались многие годы. Точнее, не пытались, а задумывались на эту тему. В этой связи напомним, что не так давно ФТС были предприняты определенные шаги по категорированию участников ВЭД. В соответствии с критериями, установленными приказом ФТС от 06.07.2012 №1371,
с мая по октябрь следующего года начнется эксперимент по отнесению участников ВЭД к различным степеням рисков.
Порядок его проведения установлен приказом ФТС от 07.09 2012 №1809. Каждый, в соответствии с установленной методикой, получит баллы и отметину в ЦРСВЭД на предмет "рисковости". Организовывать этот процесс будет новое управление.
Но это не то главное, что бросилось в глаза. Напомним нашим читателям, что начальником управления назначен Б.Шкуркин, ныне советник Руководителя службы, а ранее - начальник ГУФДТ. И было бы нелепо предполагать, что вся его прошлая деятельность не наложит отпечаток в деятельности структуры. Одна из нарисованных задач: организация и координация деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров. Да-да, вы не ошиблись, именно в такой формулировке: организация и координация. Причем, сюда входит не только администрирование стоимостных профилей рисков и сбор ценовой информации, но полный комплекс мер, включая разработку порядка декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости!
Это не случайно: одной из функций управления стала организация и контроль хода исполнения таможенными органами контрольных показателей формирования федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами. А это показатель номер один, за который ФТС отчитывается перед Президентом.
Очевидно, что фискальный вектор развития СУР обозначен, как основной.
В этой связи уже не так нелепо смотрится направление по организации, координации и контролю деятельности таможенных органов по принятию решений о стране происхождения и решений о предоставлении тарифных преференций. Причем полномочиями управления является даже принятие предварительных решений по стране происхождения, равно, как их отзыв и прекращение действий, а также проверка сертификатов о происхождении товаров.
Думаете, что дальше будет контроль деятельности по классификации товаров? Ан нет! Не взял на себя Борис Валерьевич такую ношу. Ни слова про это нет в Положении. Это, конечно, вызывает недоумение, поскольку представляет собой поле непаханное в плане рисков. Но зато есть почему-то подакцизные товары, от формирования заказа на изготовление акцизных марок до контроля законодательства по обороту этилового спирта и прочего алкоголя. А заодно драгметаллы, драгоценные камни и сопутствующие им иногда физические лица.
Огромный пласт работы будет связан непосредственно с таможенными органами: мониторинг их деятельности, целевые и инспекторские проверки, ведомственный контроль, участие в распределении полномочий, установлении компетенций и специализаций таможенных постов. Т.е. та часть работы, в которой босс принимает активное участие и сейчас. И, конечно же, взаимодействие с правоохранительными подразделениями и такими же государственными структурами.
И все это, господа, на фоне совершенствования форм и методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля:
Мы не ставим целью пересказ положения, изложенного на 13 листах, а тем более не претендуем  на его глубокий анализ. Не сейчас. Но даже на первый взгляд становится ясным: новое управление берет на себя огромное количество полномочий, подчас напрямую с рисками никак не связанными, но дающее огромный рычаг административного влияния не только на таможенные органы, но и на участников ВЭД. И есть серьезные опасения в том, что это не будет способствовать решению задач, поставленных перед таможенной службой по улучшению инвестиционного климата в стране.
Фото: СЗТУ
ПРОВЭД