← Коммерческий транспорт

Стратегия прорыва: новый Volvo FH

Стратегия прорыва: новый Volvo FH
Его реально ждали давно. Мало того, что предшественник появился аж девятнадцать лет назад, так еще и премьера задерживалась. Сначала все были настроены на весну, потом на лето: И вот встречайте: абсолютно новый флагман Volvo FH! Появление этого грузовика готовилось в строжайшей тайне, до самой презентации никто не знал какой будет машина на самом деле. И вот презентация, и в клубах дыма на сцене появился новый Volvo FH.
По шпионским снимкам было понятно, что кабина получит более кубическую форму, чем у предшественника, но это было ясно и без того - многие водители жаловались на тесноту в кабинах. Но что образ флагмана изменится настолько кардинально не ожидал никто. О преемственности говорит лишь форма головной светотехники. В остальном же изменилось все! Даже рама стала другой.
Хмурый "фейс" с мелкоячеистой пластиковой решеткой во весь фасад, эмблема уехавшая под лобовое стекло, полное отсутствие боковых дефлекторов:
Вместо привычных боковых дефлекторов - глубокая выштамповка на боковине и маленькие планки на зеркалах. Функция последних теперь возложена на глубокие, наклонные вырезы на боковинах, плюс небольшие пластинки на зеркалах. Пожалуй, наиболее органично такая кабина будет смотреться в черном цвете и с черной же решеткой радиатора. В облицовку радиатора встроены удобные ступеньки. Впрочем, самые мощные версии FH оснащаются решеткой, крашенной под металл.
Кстати, в ответ на прямой вопрос, каково будет выковыривать мошек из этой решетки летом и вымывать грязь в остальное время года, Рикард Орелл, директор по дизайну компании Volvo Trucks, успокоил журналистов, сказав, что такой проблемы не будет, поскольку испытания в аэродинамической трубе показали, что в районе решетки создается зона повышенного давления, а значит ни грязь, ни мошки на ней оседать не будут. На вопрос же о размерах решетки, он сказал, что это технологическое требование, поскольку для двигателей Евро 6 требуется большая площадь охлаждения.
Да, дизайн у нового FH довольно неоднозначный плюс с узнаваемостью проблемы. Но для грузовика это не страшно, гораздо важнее, что
кабина стала на кубометр просторнее, а пространство для багажа увеличилось на целых 300 л!
Главной фишкой Volvo всегда была безопасность. Разумеется, и новую кабину FH подвергали самым жестким тестам. Ее били металлическими болванками сначала в район лобового стекла, потом в заднюю стенку и напоследок придавливали 17-тонным грузом! Все это новая кабина вынесла с честью! Но еще больше впечатлила история реальной аварии произошедшей во время зимних испытаний на полигоне. 60-тонный автопоезд на скорости около 40 км/ч догнал другой, 40-тонный.
Последствия реальной аварии на испытаниях таковы. В результате столкновения 60-тонного и 40-тонного автопоездов на скорости около 40 км/ч водитель только порезал осколком стекла палец. Пассажир же не пострадал вообще. Правда, оба они были пристегнуты ремнями.
Полное раздолье
Итак, тянем за ручку и поднимаемся в кабину. Она, кстати, может быть трех типов: "Спальная" (внутренняя высота - 171 см), Globetrotter (203 см) и Globetrotter XL (222 см) - это больше, чем у большинства конкурентов. Однако ровного пола внутри нет, разработчики мотивируют это тем, что иначе водитель в грязной обуви будет разносить грязь по всей кабине, а так моторный тоннель остается чистым. Впрочем, для тех, кто разувается при входе есть ниша на последней ступеньке.
Человек среднего роста легко выпрямляется и перемещается по салону. Но больше поражает не внутреннее пространство, а организация места водителя.
На руле расположены кнопки управления всем, чем душа пожелает - от мобильного телефона до круиз-контроля, а в топовой комплектации их здесь аж 19 штук!
Но руль бледнеет в сравнение с центральной консолью - там кнопок, как на баяне - 54 штуки.
Разница в оформлении самого дешевого и самого дорогого варианта видна невооруженным глазом. Причем двухцветный вариант - это бюджетная версия. Единственный прокол в эргономике - количество кнопок: до 19 на руле и 54 на передней панели!
Привыкать ко всему этому разнообразию придется долго. Нет здесь и отдельного столика, хотя его функцию может выполнять передняя панель углом выпирающая в салон. На этом проколы в эргономике заканчиваются и начинаются плюсы.
Щиток приборов легко читается в любую погоду, а дисплей русифицирован. Водительское кресло - это даже не песня, это оратория, посвященная многострадальным водительским спинам и седалищным нервам. Диапазон продольной регулировки - 24 см! Лучший в классе! На самом сиденье - 17 регулировок, включая улучшенный поясничный подпор и боковую поддержку.
Водительское место - выше всяких похвал, даже в бюджетном варианте с тканевой обивкой. А диапазоны регулировок руля и сидений самые большие в классе.
Диапазон регулировки руля в двух плоскостях можно даже назвать избыточным. По крайней мере, человеку с ростом 180 см в крайнем нижнем положении руль упирается в ноги. Что интересно, если педаль регулировки нажать до конца, то руль регулируется привычно, а если до половины, то возможна более тонкая настройка. Единственное, что смущает, так это селектор КП: он на прежнем месте - на правой боковине водительского кресла. Само расположение, возможно, понравится водителям Volvo, но оно не дает полностью открыть подкроватный ящик.
Отдельное спасибо разработчикам за обзорность. Широкое лобовое стекло, правильно расположенные передние стойки и зеркала в сверхтонких корпусах - все это не только обеспечивает комфорт водителя, но и повышает безопасность.
Тем, кто ложится спать
Из-за руля перебираемся в спальную зону. Здесь - роскошная кровать с толстенным матрасом. В самом узком месте - за водительским сиденьем, ее ширина 60 см, а в самом широком - 82 см. Причем возможны даже самые сибаритские опции, такие, как, например, электропривод подъема изголовья! Естественно, вторая полка поуже, но и там можно выспаться без проблем.
Вещевых ящиков и полочек более чем достаточно, удобные кровати с пружинными матрасами на деревянных реечных каркасах: Здесь реально можно жить с комфортом.
Пространство для багажа, как уже замечалось, увеличилось на 300 л., поэтому место нашлось всему, включая кофеварку, микроволновку и телевизор. Согласно исследованиям Volvo, если десять лет назад средний дальнобойщик ночевал в кабине дважды в неделю, то сегодня, с введением тахографов и жесткого нормирования рабочего времени, водитель проводит в кабине ночей больше, чем в постели - 4-3 в неделю! Значит и требования к спальному месте возросли.
Сцеплений больше - расход меньше
Само собой, новая кабина была необходима флагману Volvo, как воздух, но и под ней нас ждет немало интересного. Там скрывается новый двигатель D13 (Евро 6, 460 л.с.) и силовой привод Volvo I-Torque. Последний способен передавать крутящий момент до 2800 Нм, работая на малых оборотах двигателя и обеспечивая, тем самым, низкий уровень шума.
"Более низкие обороты означают меньшее количество импульсов подачи топлива и циклов сгорания и, соответственно, меньшее трение. Силовой привод I-Torque работает в наиболее эффективном диапазоне оборотов двигателя D13, между 900 и 1200 об/мин", - рассказывает Матс Францен, глава отдела развития двигателей Volvo Trucks.
Двигатель D13 с турбокомпаундом выполняет нормы Евро 6 при помощи технологий EGR (рециркуляция выхлопных газов) и SCR (впрыск синтетической мочевины), но в продаже останутся и двигатели Евро 5 только с технологией SCR.
Однако высокая мощность системы I-Torque достигается не только благодаря новому двигателю, но и новой версии автоматизированной коробки передач I-Shift.
Новая КП, получившая название I-Shift 2, оснащается двумя сцеплениями, на манер фольксвагеновской DSG. Причем, компания Volvo Trucks стала первым производителем, установившим коробку такого типа на тяжелый грузовик.
Автоматизированная коробка с двумя сцеплениями на грузовиках применяется впервые, она обеспечивает уверенный разгон без разрыва потока мощности.
"У коробки с двумя сцеплениями не происходит разрыва потока мощности при смене передач. В результате двигатель может работать в наиболее оптимальном узком диапазоне оборотов, обеспечивая более быстрое ускорение и исключительные ходовые характеристики. Кроме того, снижаются шум и расход топлива", - говорит Астрид Дрюсон, менеджер по производству системы I-Torque.
Сама эта система снижает расход топлива на 4 %. Однако в сочетании с вольвовской технологией I-See, оптимизирующей движение по неровной поверхности, а также другими вспомогательными системами экономия может соствить до 10 %. По словам Матса Францена, в год таким образом можно сэкономить в среднем 4100 литров топлива, что можно считать революцией.
Борьба за независимость
Однако это еще не все сюрпризы нового FH, "копаем" глубже. Забираясь под двигатель, мы видим независимую переднюю подвеску на пневмоэлементах и реечное рулевое управление! Вот это реальная революция в мире тяжелых грузовиков!
Разумеется, применение такой подвески положительно скажется на управляемости. По словам испытателей - тягач чувствуется и управляется, как легковой автомобиль представительского класса. Курсовая устойчивость и точность руления повышаются на порядок. И это снова прямой вклад в безопасность.
Однако не стоит забывать о тех, кто эксплуатирует машины в тяжелых условиях. А потому независимая подвеска - это только один вариант из шести (!) возможных.
Конструктор для профессионалов
В новом Volvo FH применен принцип конструктора. Теперь перевозчик может выбирать из огромного количества вариантов, максимально подгоняя грузовик под собственные нужды. Можно заказать машину с двигателем Евро 5, чтобы она нормально работала на нашем топливе. Если тягач предполагается эксплуатировать там, где дороги остаются направлениями, можно поставить рессорную переднюю подвеску. Одним словом, транспортников ждет нелегкая работа по составлению необходимого набора опций, что потребует повышения собственной технической культуры и серьезных знаний по экономике и логистике.
Топовые версии FH с самыми мощными двигателями отличаются окрашенной решеткой радиатора, правда, ее пластик на вид не самого высокого качества, да и крепление вызывает сомнения.
Ну и на десерт - самая приятная новость. Дочитав статью до конца, некоторые могут разочарованно махнуть рукой - мол, это все не для нас. Как уже неоднократно бывало с новейшими моделями западных производителей. Однако в случае с новым Volvo FH все совсем не так - импортируемые машины появятся на нашем рынке уже грядущей весной! А с 1 января 2014 года он будет собираться на заводе Volvo в Калуге!
Фото: volvotrucks.com
Trucklist