Триллионам показали дорогу
На развитие транспортной системы до 2020 года правительство выделит из бюджета более 7 трлн рублей - около 60% общих затрат. Основной объем финансирования пойдет на автомобильные дороги. Денег на строительство высокоскоростных железных дорог в бюджете нет, но Минтранс намерен сократить "узкие места" на железных дорогах и водных путях.
В пятницу правительство рассматривает госпрограмму "Развитие транспортной системы". Документ подготовлен Министерством транспорта по указу президента от 7 мая 2012 года о переходе на долгосрочную государственную экономическую политику. Программа охватывает период с 2013-го по 2020 год, опубликована на сайте ведомства и уже прошла необходимые согласования.
Общий объем запланированных инвестиций - 12,5 трлн рублей. Почти 60% программы - 7,3 трлн рублей - финансируется из федерального бюджета, в том числе из средств Федерального дорожного фонда - 5 трлн рублей. Остальное - внебюджетные источники.
Выделение средств увеличивается последовательно: с 661 млрд рублей в 2013 году до почти 1,4 трлн рублей в последний год реализации программы. Значительная часть программы - почти 4,7 трлн рублей - капитальные вложения; еще 1,5 трлн рублей идут на НИОКР, расходы на поддержание существующей инфраструктуры - примерно 2,6 трлн рублей. Программа учитывает проведение в 2013 году Всемирной летней универсиады в Казани и Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Но пока в документ не включены проекты, обеспечивающие транспортную доступность городов - участников чемпионата мира по футболу 2018 года; они войдут в программу после того, как будут согласованы. Не включены в документ и расходы по созданию инфраструктуры в "новой Москве". Корректировки по развитию Московского транспортного узла будут внесены позднее.
Программа охватывает основные транспортные проекты в сфере железных и автомобильных дорог, гражданской авиации, морского и речного транспорта, надзор в сфере транспорта и другие.
Наибольшие инвестиции предусмотрены по дорожной тематике: финансирование подпрограммы "Дорожное хозяйство" заявлено на уровне 1,956 трлн рублей, на "Развитие скоростных автодорог на условиях государственно-частного партнерства" выделяется почти 137 млрд рублей.
В итоге должны быть построены и реконструированы 7,5 тыс. км автомобильных дорог федерального значения и 2,8 тыс. км автомобильных дорог регионального и муниципального значения.
На железнодорожный транспорт в следующие восемь лет государство готово выделить почти 293 млрд рублей. Это позволит ввести в строй более 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий, доля "узких мест", где есть ограничения пропускной способности, значительно сократится. Деньги из бюджета пойдут на компенсации компаниям потерь в доходах (из-за регулирования тарифов со стороны государства) и модернизацию инфраструктуры. Будут построены железнодорожные линии Беркакит - Томмот - Якутск, Полуночное - Обская - Салехард, Салехард - Надым, мостовые переходы через Лену под Якутском и через Обь в районе Салехарда. Программа предусматривает проектирование Северо-Сибирской магистрали (Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск).
Строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей в планах до 2020 года нет. В частности, ВСМ Москва - Петербург останется на стадии проектирования.
Институт экономики и развития транспорта ранее подсчитал, что на реализацию масштабной сети высокоскоростного движения в России необходимо более 4,4 трлн рублей, а с учетом проектов скоростного движения - 6,3 трлн рублей до 2030 года. Программа Минтранса предполагает, что до 2020 года бюджетные деньги пойдут на подготовку к реализации концепции развития ВСМ, в том числе "в части разработки модели финансирования проектов". Строительство магистралей выходит за 2020 год, но проект стратегии "Развития транспортной системы" (опубликован на сайте Минтранса 20 ноября) предполагает, что к 2030 году в России уже будут построены более 3,5 тыс. км железнодорожных путей для высокоскоростного движения и более 9 тыс. км для скоростного движения. Сейчас "Российские железные дороги" планируют построить участок ВСМ за счет собственных средств на отрезке Крюково (Московская область) - Новая Тверь - Логовежь (Тверская область). Строительство участка протяженностью 180 км займет три года и в текущих ценах без НДС оценивается в 185,6 млрд рублей. Вся инвестпрограмма РЖД до 2020 года предусматривает инвестиции почти в 3,8 трлн рублей, напоминает программа Минтранса.
В итоге реализации транспортной программы в 2020 году среднестатистический житель России совершит по железной дороге путешествие расстоянием в 1,2 тыс. км. Этот путь на 20% длиннее, чем сейчас.
На подпрограмму "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" выделяется почти 145 млрд рублей. Минтранс планирует развивать аэропортовую сеть: международные хабы, в том числе московский (Шереметьево, Внуково, Домодедово) и петербургский (Пулково), и аэропорты внутри России - узловые и региональные. К 2020 году будут реконструированы 96 взлетно-посадочных полос, предполагает программа Минтранса. Количество перевезенных пассажиров на региональных линиях вырастет в два раза (до 9,65 млн человек в 2020 году), а трансферных авиапассажиров с 856 тысяч в 2011 году до 3 млн человек. С помощью государственных субсидии российские авиакомпании смогут приобрести более 470 воздушных судов.
Морской и речной транспорт получит от государства поддержку в размере 134 млрд рублей. Как итог: мощность российских портов увеличится на 348,5 млн тонн, число построенных морских судов, работающих на социально значимых маршрутах, увеличится на 17 штук, а речных - на 93; "узкие места" в Единой глубоководной системе европейской части России уменьшится до 0,7 тыс. км, повысится безопасность и надежность судоходных гидротехнических сооружений.
Согласно проекту программы, опубликованному на сайте Минтранса, к 2020 году удастся решить
основные задачи: в полтора раза повысить подвижность населения (на одного жителя будет приходиться более 10 тыс. км), снизить транспортные издержки в цене готовой продукции других отраслей экономики до 12-16%, увеличить экспорт транспортных услуг в два раза.
Число происшествий на транспорте должно сократиться на треть от уровня 2011 года.
Фото: russianhighways.ru
Газета.ру