В Правительстве обсудили проект программы по развитию транспортной системы на период с 2013 по 2020 гг. В планах - строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог, а также увеличение производственной мощности морских портов.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Правительства РФ, проект государственной программы был рассмотрен на заседании 23 ноября. Председатель Правительства Дмитрий Медведев сообщил о планах к 2020 г. ввести более 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий, построить и реконструировать порядка 14 тыс. км автодорог федерального и регионального значения, увеличить мощности портов на 356 млн. тонн и значительно обновить подвижной железнодорожный состав. Вместе с тем премьер призвал министров обратить внимание на необходимость повышения эффективности работы транспорта и снижения издержек. "Издержки по отдельным направлениям, отдельным разновидностям транспорта - просто запредельные", - заявил он.
На эту проблему обратил внимание и министр транспорта России Максим Соколов, отметив, что доля транспортных затрат себестоимости продукции довольно высока: по расчетам экспертов, это 20-25% против 7-8% в странах с развитой рыночной экономикой. Он подтвердил, что в качестве целей программы определены ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, а также повышение конкурентоспособности транспортной системы и повышение комплексной безопасности и устойчивости.
Комплекс мероприятий, предусмотренных программой, делится на три группы: это инвестиционные мероприятия, мероприятия текущего характера, а также меры государственного регулирования, рассказал глава Минтранса. Часть этих мероприятий реализуется в рамках действующей федерально-целевой программы "Развитие транспортной системы России". Так, среди приоритетных направлений развития железнодорожной структуры - устранение инфраструктурных ограничений на подходах к портам и пограничным переходам, строительство железнодорожных линий в районах нового освоения Севера страны, на Дальнем Востоке, Прибайкалье; развитие крупных железнодорожных узлов (Московского, Санкт-Петербургского, Уральского). Министр заверил, что к 2020 г. будет построено и реконструировано более 7 тыс. автомобильных дорог федерального значения.
Внимание было уделено и морским портам. "Увеличив более чем в 1,5 раза свои производственные мощности, российские порты полностью обеспечат потребности экономики и создадут резерв для пиковых нагрузок. Повышение конкурентоспособности крупнейших морских портов основывается на их оптимальной специализации, создании особых портовых зон и логистических центров", - рассказал Максим Соколов.
Министр сообщил, что практически 76% бюджетных текущих расходов будет направлено на мероприятия, реализуемые в рамках подпрограмм, - содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры, федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей. Для решения задач и достижения целей программы предусматривается система мер государственного регулирования, включающая создание эффективной системы управления государственной собственностью.
Также министр транспорта перечислил меры, которые предполагается реализовать для привлечения инвестиций в транспортный комплекс. В их числе - заключение долгосрочных контрактов, в том числе контрактов жизненного цикла, на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры. Также планируется развитие схем государственно-частного партнерства во всех отраслях и развитие механизмов проектного финансирования с учетом возможностей привлечения госгарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда и Фонда национального благосостояния.
По словам чиновника, решение задач по комплексному развитию инфраструктуры и использование принципов логистики обеспечат снижение транспортных издержек в цене готовой продукции в среднем до 12%, или больше.
Максим Соколов также отметил, что важным результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станет и рост экспорта транспортных услуг. "Мы рассчитываем, что он увеличится примерно в 2 раза, в том числе за счет объема транзитных перевозок, формирования единого пространства от Атлантического до Тихого океана и развития Северного морского пути", - заявил он.
Отвечая на вопрос Дмитрия Медведева об использовании новых финансовых инструментов для решения задач, которые стоят перед программой, глава Минтранса сообщил, что общий объем привлекаемых внебюджетных источников в рамках государственной программы составляет более 5 трлн. рублей. "Всего объем программы - 12,5 трлн., из них планируется 7,3 трлн. - бюджетного финансирования и чуть меньше 50%, 5 с лишним триллионов, как я уже говорил, - это средства частных инвесторов, привлеченные как раз с использованием всех механизмов", - рассказал Максим Соколов. Однако он признал, что сумма, которую в программе будут составлять средства госбюджета, до конца еще не определена.
Между тем, на настоящий момент состояние инфраструктуры и ценовая политика перевозчиков вынуждают грузоотправителей искать иные пути доставки продукции. Так, в 2011 г. рыбопромышленники для отправки красной рыбы попытались освоить Севморпуть. В этом году популярной альтернативой становятся автомобильные трассы: в сравнении с нимижелезная дорога проигрывает и по качеству, и по скорости, и по цене перевозки.
Генеральный директор ООО "Дальрыбпорт" Людмила Талабаева уверена, что с каждым годом автомобильная транспортная составляющая в перевозках дальневосточной рыбопродукции будет только расти. "В этом году рыба у нас отправилась по автомобильной дороге уже на Москву, - рассказала информагентству руководитель рыбного порта. - Происходит то, о чем мы начинали говорить еще лет пять назад: если сегодня не развивать железнодорожный рефрижераторный подвижной состав, уже в ближайшем будущем у нас может практически не остаться таких регионов, куда груз мы повезем рефсекциями. Автомобилем это обойдется на порядок дешевле и быстрее".
FishNews