Вспомнили о таможенных представителях
Таможенное ведомство разработало ряд предложений, применение которых на практике, по мнению специалистов из ФТС России, позволит упростить условия деятельности таможенных представителей, связанные с реализацией мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования и внедрением межведомственного электронного взаимодействия.
В частности, предполагается возвращать обеспечение таможенных платежей при приостановлении деятельности таможенного представителя, исключить обязательное прохождение курсов повышения квалификации специалистами по таможенному оформлению, увеличить срок представления организацией сведений о произошедших в ней изменениях с 5 рабочих до 30 календарных дней.
Эти и другие нормы заложены в подготовленные таможенниками законопроекты по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Сейчас они, как сообщила ФТС России, проходят межведомственные согласования. Кроме перечисленного выше, служба предложила пересмотреть критерии включения в Реестр таможенных представителей и исключения из него. Намечено минимизировать основания для исключения организаций из Реестра таможенных представителей, в определенной степени упростить условия деятельности юридических лиц, оказывающих услуги таможенных представителей в области таможенного дела.
ФТС России также считает возможным ограничить существующий перечень случаев, когда привлечение к административной ответственности может сопровождаться исключением организации из Реестра таможенных представителей, исключительно статьей 16.2 КоАП РФ ("недостоверное декларирование товаров") и только по решению судебных органов.
Все приведенные выше предложения, как уточнили в таможенном ведомстве, подготовлены в целях реализации пункта 31 раздела III "Развитие института таможенных представителей" плана мероприятий "Совершенствование таможенного администрирования" ("дорожная карта"). Напомним, что после широкомасштабного обсуждения он был утвержден распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р.
Служба сообщила, что в связи с широким внедрением информационных технологий ФТС России считает необходимым установить возможность подавать заявку для включения в указанный реестр не только в письменной, но и в электронной форме. При этом организации смогут в режиме онлайн прослеживать ход рассмотрения своих обращений. На декабрь текущего года запланировано проведение тестирования приемки и ввода в эксплуатацию соответствующего программного продукта. Его полноценная работа сократит время оказания госуслуги и минимизирует ошибки, которые при подаче заявок нередко допускаются штатными сотрудниками организаций ввиду имеющихся сложностей при практическом применении правовых норм в области таможенного дела.
В связи с переходом на межведомственное электронное взаимодействие также предложены поправки, которые позволят юридическим лицам, осуществляющим деятельность таможенных представителей, не представлять таможенным органам документы от других федеральных органов исполнительной власти, так как они могут быть получены по каналам межведомственного взаимодействия в электронном виде.
Служба уточнила, что
по состоянию на 15 ноября 2012 года Реестр таможенных представителей насчитывал 459 организаций,
из них 94% фактически оказывали услуги по декларированию товаров в течение года. За 9 месяцев 2012 года в реестр было включено 89 организаций. 156 организациям была оказана услуга внесения изменений в Реестр таможенных представителей. В основном обращения о внесении изменений в реестр связаны с открытием или закрытием обособленных структурных подразделений, изменением местонахождения организации, сменой формы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также с иными фактами.
Таможенные органы считают ведение Реестра таможенных представителей важной для деловых кругов государственной услугой, которую они оказывают на основании норм Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Порядок пользования данной услугой детализирован в приказе ФТС России от 03.10.2011 № 2012 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения Реестра таможенных представителей".
Напомним, что вместо ранее существовавшего термина "таможенный брокер" вступивший в действие с 1 июля 2010 года ТК ТС установил новое понятие - "таможенный представитель". Основные условия его деятельности определены статьями 12-17 ТК ТС. При этом были внесены изменения и в российскую нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность таможенных представителей. Сейчас, кроме ТК ТС, ее основу составляют:
- глава 5 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", которая раскрывает требования к юридическим лицам при включении в Реестр таможенных представителей, внесении изменений в реестр и исключении из него, а также устанавливает дополнительные административные процедуры, такие как принятие предварительного решения о включении в реестр, приостановление (возобновление) деятельности в качестве таможенного представителя;
- Административный регламент по предоставлению государственной услуги ведения Реестра таможенных представителей, утвержденный приказом ФТС России от 03.10.2011 № 2012, а также приказы ФТС России от 30.07.2010 № 1428 "Об утверждении формы Реестра таможенных представителей", от 01.09.2010 № 1613 "Об утверждении Реестра таможенных представителей" и от 28.12.2010 № 2636 "Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела".
Административный регламент пошагово прописывает порядок предоставления госуслуги по ведению реестра, поэтому таможенным представителям следует очень внимательно изучить данные документы.
В ФТС России отмечают, что, поскольку практика работы в новых условиях только нарабатывается, таможенные представители совершают определенные ошибки, в том числе при представлении отчетности в таможенные органы о своей деятельности. Так, в соответствии со статьей 177 Федерального закона № 311-ФЗ отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции, должна быть в обязательном порядке представлена в таможенный орган ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
В то же время таможенники напоминают, что форма и порядок составления такой отчетности определены статьей 177 закона № 311-ФЗ и приказом ФТС России от 28.12.2010 № 2636. При этом они обращают внимание таможенных представителей, что, помимо сведений о товарах, декларирование которых осуществлялось в декларациях на товары, в отчетность также следует включать сведения о товарах, которые декларировались в пассажирских таможенных декларациях, если они подавались таможенным представителем от имени и по поручению декларантов (физических лиц). Форма пассажирской таможенной декларации утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 287.
Кроме того, ФТС России рекомендует таможенным представителям внимательно отслеживать сведения, которые они изначально указали в заявлении на включение в Реестр таможенных представителей, и при их изменении своевременно информировать об этом службу. Следует не пропускать сроки окончания действия банковской гарантии, а также соблюдать требования к ее форме. Таможенным ведомством отмечено, что банки также часто допускают ошибки при указании реквизитов (кодов ОКПО, БИК, номеров ИНН).
Также необходимо обращать внимание и на подписантов банковской гарантии, так как банк должен выдавать карточку о тех лицах, которые обладают правом подписи банковских гарантий, которую необходимо также представлять в таможенные органы. Если в банковской гарантии есть ссылка на доверенное лицо, которое имело право ее оформлять, то должна быть нотариально заверенная копия доверенности.
Как показывает практика,
весьма распространены ошибки, связанные с договорами страхования гражданской ответственности таможенного представителя.
Следует помнить, что в настоящее время - это не менее 20 млн рублей по каждому страховому случаю, а не как было ранее - не менее 20 млн рублей на весь срок действия договора. Кроме того, к договору страхования необходимо прикладывать документы, подтверждающие право страховой компании осуществлять свою деятельность (лицензия и перечень видов деятельности).
Мелочей нет
Внимательно должны относиться таможенные представители и к своим сотрудникам - специалистам по таможенным операциям: необходимо своевременно представлять информацию об изменениях в штате компании, о прохождении переаттестации. В случаях открытия филиала таможенный представитель должен решить, будет ли данное структурное подразделение осуществлять деятельность таможенного представителя за печатью филиала или головной компании.
Если оно станет обособленным, то в ФТС России необходимо направить письмо о внесении изменений в реестр и приложить необходимые сведения, такие как уведомление о постановке на учет в налоговом органе, место расположения. Соответственно, в реестр вносятся изменения в графу "Обособленные подразделения". Если же филиал планирует вести работу за печатью головной компании, то в службу направляется информационное письмо об открытии филиала.
Специалисты напоминают, что ограниченный перечень оснований для исключения из Реестра таможенных представителей содержит статья 14 ТК ТС. Однако согласно подпункту 1 основанием для исключения из реестра является несоблюдение условий включения в него, установленных статьей 13 ТК ТС, следовательно, условия, выполненные юридическим лицом при включении в реестр, должны быть им соблюдены на всем протяжении деятельности в качестве таможенного представителя.
При этом статья 13 ТК ТС содержит отсылочную норму на национальное законодательство, в связи с чем в статье 61 Федерального закона установлены дополнительные условия деятельности таможенных представителей. Также необходимо помнить, что частью 3 статьи 57 установлен срок вступления в силу принятого таможенным органом решения об исключении из реестра при несоблюдении таможенным представителем условий включения в реестр, а именно по истечении 15 дней со дня вынесения такого решения.
Соблюдать условия
Отметим, что в действующем таможенном законодательстве появилась новая процедура принятия предварительного решения о соблюдении иных условий включения в указанный реестр. Как разъяснили в отделе по ведению реестров Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, она предусматривает направление юридическим лицом в таможенный орган заявления о включении в реестр и документов, подтверждающих заявленные сведения, за исключением документов, подтверждающих представление соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
При принятии таможенным органом положительного решения о соблюдении иных условий включения в реестр он уведомляет об этом заявителя. Документы, подтверждающие представление ФТС России обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, могут быть представлены юридическим лицом после получения от ФТС России уведомления о принятии положительного решения о соблюдении иных условий включения в реестр не позднее 30 дней со дня направления ФТС России указанного уведомления. В данном случае решение таможенного органа о включении в реестр принимается в течение 10 дней.
Из приведенных ФТС России данных следует, что
наиболее часто к услугам таможенных представителей прибегают участники ВЭД, импортирующие товары,
поскольку декларирование при импорте часто требует представления определенного количества разрешительных документов, выдаваемых различными государственными органами в связи со спецификой ввозимых товаров. Сейчас таможенные представители наиболее активно работают в зоне деятельности Центрального и Северо-Западного таможенных управлений, а также таможен, непосредственно подчиненных ФТС России - Центральной акцизной, Центральной энергетической, Внуковской, Домодедовской, Шереметьевской.
Анализ показывает, что многие таможенные представители являются крупными организациями. Девять из них - логистические компании, предоставляющие большой спектр услуг в области таможенного дела. 52 организации, входящие в Реестр таможенных представителей, владеют складами временного хранения. 12 организаций являются также таможенными перевозчиками.
На таможенные декларации, поданные таможенными представителями, приходится 48,4% общего декларационного массива в количественном выражении, 60% - в весовом и 66% - в стоимостном. В последние годы показатели имеют позитивную динамику. По мнению специалистов ФТС России, это говорит о росте доверия к таможенным представителям со стороны участников ВЭД и о стабильном функционировании рынка негосударственных услуг в области таможенного дела.
Фото: Таможенные новости
Таможенные новости