← Логистика, грузы

Эксперты из России и ЕС обсудили пути выхода из кризиса

Эксперты из России и ЕС обсудили пути выхода из кризиса
razv.jpgВыход из глобальной рецессии, в которую скатываются европейские экономики, невозможен без масштабных инфраструктурных проектов, в том числе с участием России, - об этом говорили на российско-итальянской конференции "Трансевразийский коридор RAZVITIE: новое измерение сотрудничества".
Под сводами роскошного дворца Клеричи, который в конце XVIII века служил резиденцией наместника австрийской императрицы в Милане, а ныне стал штаб-квартирой Института международных политических исследований, собрались экономисты, банкиры, бизнесмены и транспортники из России и ЕС, прежде всего, Италии. Эксперты пытались найти ответ на вопрос почти уже риторический, но далеко не праздный: как "перезапустить" реальную экономику в условиях мирового финансового кризиса. Итальянцев он особенно волнует: государственный долг растет, латать социальные дыры становится все труднее, но ничего, кроме политики "затягивания поясов", правительство по большому счету предложить не может. По мнению участников конференции, нужны прорывные проекты, одним из которых может стать Трансевразийский коридор Razvitie.
"Большая ось", "геоэкономический кластер", "инвестиционное пространство нового типа" - эту инициативу называли по-разному, но суть одна. "Мы должны признать, что стоять на месте нельзя, - считает Михаил Байдаков, председатель правления ЗАО "Миллениум Банк", который организовал этот форум совместно с итальянским университетом Боккони. - Центр экономической мощи переместился в Юго-Восточную Азию. Между ней и высокотехнологичной Европой пролегли Россия, Казахстан и другие страны бывшего СССР. Громадный евразийский регион с его ресурсами может стать новым полюсом производства общественного богатства".
Идею качественно новой кооперации между Россией и европейскими партнерами поддержал президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, обратившийся к участникам конференции через видеомост. "Необходимо создавать точки роста, реального роста. Идея нового пояса развития сегодня очень актуальна. И российская экономика может внести существенный вклад в такое сотрудничество", - считает глава "Российских железных дорог". Он напомнил, что на уровне российского руководства уже звучали идеи создания транспортного коридора от Тихого океана до Атлантики.
В компании рассказывают о "проекте 1520" - строительства ширококолейной, по российским стандартам врезки в железнодорожную сеть Европы, которая должна пройти от города Кошице в Словакии до Вены. "Это позволит обеспечить беспроблемный трафик грузов, без задержек на границах, - объяснил "РГ" вице-президент ОАО "РЖД" Олег Атьков. - Идут к завершению переговоры с правительствами Словакии и Австрии, и мы надеемся выйти на договоренности, которые позволят разработать конкретные параметры трассировки к следующему году". Первый вице-президент компании государственных железных дорог Италии Альберто Маццола также поделился с "РГ" планами: запустить товарный поезд Москва-Триест и соединить этот маршрут с коридором Кошице-Вена с помощью новых логистических узлов.
Российские эксперты на разных форумах давно говорят о том, что
наша страна может играть особую роль транзитного государства, своего рода сухопутного "моста" на евразийском пространстве.
В ЕС трактуют эту идею по-разному. "К примеру, известна такая схема: мы поставляем вам технологии, а взамен получаем сырье по более низким ценам, - рассуждает в беседе с "РГ" итальянский экономист Паоло Раймонди. - Пока у нас воспринимают Россию, прежде всего, как поставщика углеводородов. Но мы знаем также, что ваша страна не хочет мириться с этой единственной ролью. И Трансевразийский коридор Razvitie мог бы стать успешным примером совместного освоения пространств, строительства новых высокотехнологичных городов".
На это упирают и российские транспортники: инфраструктура - костяк, хребет, но сама задумка видится чем-то большим, чем просто железнодорожная ветка, чем рельсы и шпалы. "Это комплексное развитие огромных территорий, где сосредоточены интеллектуальные ресурсы и природные богатства, требующие прихода реальных средств", - подчеркнул Владимир Якунин.
В будущем под долгосрочные инвестиции может быть создан специальный фонд, с привлечением как частного, так и государственного капитала. "Только первым делом нам с западными партнерами предстоит выявить истинные интересы и зоны практической солидарности, - поделился с "РГ" директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. - У меня есть некоторые сомнения по поводу европейской позиции. Я разговаривал с коллегами в Германии, Бельгии, Британии - многие не воспринимают наши идеи равноправного сотрудничества как нечто серьезное. В то же время в новом столетии
Европа без России не сможет стать равным партнером ни Америке, ни китайцам.
Россия, в свою очередь, крайне заинтересована в реиндустриализации. Поэтому есть реальная потребность в объединении наших научных достижений с их способностью генерировать коммерческие проекты".
Выступавший на конференции советник президента России Сергей Глазьев уверен: идея трансевразийского коридора развития могла бы вдохнуть новую жизнь в отношения между Россией и Евросоюзом. "В них уже нет большой новизны, традиционная повестка себя исчерпала. И если нам удастся конкретизировать проект Трансевразийского коридора Razvitie, то мы могли бы выйти на заключение нового масштабного соглашения не только между Россией и ЕС, но между ЕС и Евразийским экономическим союзом, строительство которого идет полным ходом. Это вполне реально в течение двух-трех лет", - считает экономист.
Эксперты из ЕС признают, что с интересом смотрят в сторону евразийского региона, но им привычнее политика малых шагов. "Такой глобальный проект - это совсем другая оптика. Мне очень понравилось все, что я здесь услышал, - рассказал "РГ" немецкий эксперт Джонатан Тенненбаум. - У нас политики - это чиновники, они занимаются менеджментом кризиса, речь идет о выживании. В Германии понимают, что у России есть уникальный потенциал, и вместе мы действительно могли бы развивать наукоемкое производство. Думаю, нужно начинать с очень конкретных вещей, например, стратегического партнерства между отдельными регионами".
Впрочем, геополитические проекты в стиле "grandioso" не совсем чужды нашим итальянским друзьям. Так, директор венецианского порта Паоло Коста мечтает, что благодаря новым инфраструктурным решениям Россия в один прекрасный день "сможет получить доступ к Адриатике, а европейцы - к Тихому океану". А еще итальянцам нравятся красивые примеры из прошлого. Например - история венецианского купца Марко Поло, который наводил торговые связи вдоль "великого шелкового пути". В свое время вдоль него вырастали целые города с университетами, которые становились передовыми центрами науки и культуры. "Мы должны замахнуться на нечто подобное", - уверяют некоторые собеседники "РГ". Что и говорить, пример Марко Поло отсюда, из Италии, выглядит особенно вдохновляющим.
Сергей Глазьев, советник президента России, экономист:
- С точки зрения экономического развития, сейчас царит неопределенность. На рынке мы видим избыток денег, мировые печатные станки крутятся все с большей скоростью. В Европе в одно мгновение эмитируется триллион евро - чтобы их заработать, нам нужно десять лет экспортировать нефть. Казалось бы, простая задача: как объединить избыток денег с развитием производства? Но она не имеет простого решения. Это связано с тем, что
технологический уклад, который последние три десятилетия обеспечивал устойчивый рост ведущих экономик, исчерпал возможности для развития.
И хотя мы видим контуры нового уклада, ключевые звенья которого - информационные, нано- и биотехнологии, необходим определенный масштаб инвестиций, который создаст новую волну экономического роста. В аналогичные переходные периоды, в 30-40-е и 70-80-е годы прошлого столетия, мир проходил через милитаризацию, войну или угрозу войны. Проект трансевразийского коридора развития мог бы стать мирной инициативой, которая придаст импульс экономике. Но это под силу только объединенным усилиям государств, бизнеса и общества. Вместе с Казахстаном и Белоруссией Россия завершила строительство Таможенного союза - мы сняли таможенную проверку, все виды пограничного контроля кроме паспортного, обеспечили создание общего рынка товаров. В ближайшие два года будет создан общий рынок услуг. У нас есть межгосударственные программы, в том числе по развитию транспортной инфраструктуры, но пока нет такого разнообразия финансовых инструментов и такого объема свободного капитала, который мог бы поднять это гигантское пространство на передовой технический уровень и сделать наше евразийское сообщество локомотивом роста и моделью для будущего развития.
Фото: west-east.org
Российская газета