Снизить таможенные риски
При Комитете Госдумы по транспорту состоялось заседание Координационного совета по оптимизации процедур перемещения внешнеторговых грузопотоков. Участники мероприятия заслушали информацию о направлениях деятельности координационного совета по оптимизации таможенного администрирования. Заседание по "доброй традиции" проходило без представителей Федеральной таможенной службы.
Руководитель координационного совета заместитель председателя Комитета ГД по транспорту Михаил Брячак, открывая заседание, отметил, что необходимо объединить усилия законодательной и исполнительной ветвей власти, экспертного сообщества и участников внешнеторговой деятельности в области таможенного администрирования, а для этого нужно понимать, "как и где формируется груз по географическим признакам, специфике, объему. Если мы знаем маршруты следования, виды транспорта, тогда мы понимаем, каков механизм администрирования".
Президент Экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики Александр Чуев представил план экспертно-исследовательской деятельности, результаты которой будут представлены в январе 2013 года. Группе экспертов, куда вошли представители Счетной палаты РФ, Минэкономразвития РФ, сенаторы, ведущие сотрудники Института проблем рынка и Института естественных монополий, предстоит оценить ход реализации "Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ", выработать предложения по внедрению прогрессивных методов администрирования внешнеторговых грузов на основе общепризнанных международных стандартов, опыта управления, оформления и контроля в иностранных государствах - торговых партнерах РФ (странах ТС, ЕврАзЭС и др.), определить логистику движения грузов, маршруты, виды транспорта, проанализировать деятельность в сфере администрирования внешнеторговых грузопотоков контрольными и административными органами.
Александр Чуев подчеркнул, что "никакое инновационное развитие невозможно, если у нас не будет нормальных грузопотоков, будут высокие таможенные риски". Поэтому конечным итогом работы экспертной группы будут предложения по совершенствованию работы таможни, определению роли таможенно-тарифной политики государства в обеспечении инновационного развития и повышения конкурентоспособности российской продукции.
В сфере законодательства готовятся два блока поправок в проект ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О таможенном регулировании в РФ". Об этом рассказал член Комитета ГД по бюджету и налогам депутат Дмитрий Ушаков. По его словам, идея этих поправок принадлежит Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Поправки были доработаны и внесены группой депутатов. Первый блок касается такой специализации предпринимательской деятельности в области услуг по таможенному оформлению, как уполномоченный экономический оператор. Депутаты предлагают запретить этот вид деятельности созданными ФТС учреждениями.
"Второй блок поправок преследует цель избежать ситуации, когда РОСТЭК или иная подобная структура может обойти закон, введя между собой и дочерним предприятием так называемую фирму-прокладку, которая будет принадлежать РОСТЭКу, а дочерние предприятия смогут продолжать деятельность в качестве таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, таможенного склада и так далее. Для исключения таких случаев предлагается запретить РОСТЭКу владеть предприятиями, осуществляющими деятельность в области таможенного дела прямо или косвенно", - сказал Дмитрий Ушаков и подчеркнул, что все поправки проходят официальное согласование в Минэкономразвития РФ, их планируется принять во втором чтении.
Член комитета по внешнеэкономической деятельности и таможенной политике общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Марина Лякишева рассказала о поправках в Таможенный кодекс Таможенного союза. Как сказала эксперт, работа над поправками началась два года назад. Тогда бизнес-сообщество подготовило 200 поправок, впрочем, ни одна из них не была включена в пакет, подготовленный тремя сторонами, где РФ представляла ФТС. "Все прекрасно понимают, что ТК ТС нужно приводить в соответствие с лучшими международными стандартами в области таможенного администрирования. Мы просили организовать взаимодействие бизнеса трех стран для представления своих поправок в ТК ТС, чтобы они были рассмотрены, а в случае их отклонения было дано объяснение: что не устраивает регуляторов трех стран в поправках, подготовленных участниками ВЭД, которые необходимы им как воздух", - заявила Марина Лякишева.
В настоящий момент подготовлены 400 поправок в протокол ТК ТС, из которых российский бизнес поддерживает только 200. "В случае, если будет необходимость принимать весь пакет целиком, то российский бизнес против этих поправок, подготовленных рабочей группой, возглавляемой ФТС", - заключила эксперт.
Председатель комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) Олег Дунаев предложил создать рабочую группу из представителей ТПП РФ и Координационного совета ГД, которая подготовила бы предложения по изменению, модернизации Таможенного кодекса и до конца года направила их в ЕврАзЭС.
Член Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов рассказал о взаимодействии координационного совета с правоохранительными и судебными органами, о необходимости проверки действующих нормативных правовых актов, регламентирующих контроль и оформление внешнеторговых грузов, на коррупциогенность, об усилении взаимодействия с правоохранительными органами по выявлению и устранению коррупционности в сфере оформления и контроля внешнеторговых грузопотоков, а также обеспечения прозрачности и равного доступа участников в процессе приватизации ГУП, учрежденных ФТС.
В ходе заседания координационного совета было высказано предложение о приглашении на "правительственный час" в Госдуму руководителя Федеральной таможенной службы, а также о проведении парламентских слушаний, посвященных вопросам таможенного администрирования.
Фото: biznes-portal.com
Транспорт России