Сервис Scania в современной России
В 2012 году исполнилось 20 лет с тех пор, как компания Scania AV официально представлена в России. Долгие годы она являлась лидером рынка по продажам новой техники. До сих пор грузовики с эмблемой грифона - одни из самых востребованных перевозчиками, а сервис - на уровне мировых стандартов. Сегодня в РФ работает 48 дилерских центров. На складе эксклюзивного импортера и дистрибьютора ООО "Скания Русь" поддерживается наличие на уровне более 94% (у дилеров - более 90%) оригинальных запасных частей. И это один из многих аргументов в пользу выбора шведской марки в качестве делового партнера по бизнесу.
У шведской компании мощная сеть фирменных станций - более 1500 стационарных СТО в 90 странах мира, из которых свыше 1100 расположены в Европе. Кроме того, есть выездные бригады Scania Assistance для оперативного ремонта грузовиков и автобусов на дороге и удаленных объектах. В сервисе Scania по всему миру работают 20 тыс. специалистов, причем многие СТО действуют круглосуточно, без выходных.
Как и любая техника, автомобили Scania ломаются, попадают в аварии и нуждаются в обслуживании. При ассортименте запчастей, насчитывающем для шведских грузовиков разных лет выпуска в объеме свыше 65 тыс. наименований, очень важно иметь возможность быстрого доступа к ним. Подобно другим производителям, Scania стремится к тому, чтобы у дилеров в наличии были самые востребованные детали, а более редкие запчасти можно было быстро заказать и привезти. Не берусь судить о том, насколько сейчас все организовано безупречно и системно, но были времена, когда в угоду клиентам отдельные узлы и даже агрегаты доставляли самолетом в сопровождении топ-менеджеров.
В современной России полсотни дилерских предприятий Scania охватывают Центральный, Северо-Западный, Волжский и Южный регионы, а также Сибирь, Урал и Дальний Восток. Собственные дилеры по двигателям есть в Санкт-Петербурге и Ярославле. Конечно, картина совсем иная, нежели на рубеже веков, но
до насыщения огромных российских территорий фирменными СТО еще далеко.
Неспроста компания постоянно находится в поиске новых дилеров по необъятным просторам России. В частности, в настоящее время Scania стремится обрести деловых партнеров в Астрахани, Благовещенске, Брянске, Владимире, Великом Новгороде, Иваново, Калуге, Курске, Нерюнгри, Орле, Пскове, Сковородино, Ставрополе, Сыктывкаре, Туле, Улан-Удэ, Ухте, Якутске.
Примечательно, что
Scania продает запчасти на всей территории РФ по единому прайс-листу.
Более того, независимо от места нахождения фирменной СТО, компания обеспечивает одинаково высокий уровень обслуживания по всемирному рабочему стандарту дилеров Scania. Быть может, простым перевозчикам это знать и необязательно, но для любознательных уточню: называется он DOS - Dealer Operating Standard. И, кроме собственно грузовиков шведской марки, у дилера можно заказать запчасти к прицепам и полуприцепам, гидробортам и подъемникам, кузовным надстройкам и другому вспомогательному оборудованию. Scania классифицирует их, как автомобильные запчасти, и в рамках концепции "Покупка в одном месте" помогает найти и заказать у торгового представителя. После установки таких деталей у официального дилера полностью сохраняется гарантия изготовителя - и это одна из сильных сторон компании.
Капремонт и ТО
Удивительно, но факт: по утверждению сервисных специалистов Scania, капитального ремонта двигателя внутреннего сгорания, коробки передач и других агрегатов, как такового, не существует.
Вообще термин "капремонт" пришел к нам из времен советских АТП, когда ЗИЛы, МАЗы и КАМАЗы проезжали 250-400 тыс. км и действительно нуждались в превентивной полной переборке основных агрегатов. Объяснение этому было простое: иначе дальнейшая эксплуатация автомобиля становилась экономически убыточной (день работает, два-три чинится).
У европейской техники, в частности, марки Scania, запас прочности по естественному износу деталей основных агрегатов нередко далеко за 1 млн. км.
Проще говоря, если и случается ремонт, связанный с естественным износом, то он уже далеко за сроками основной заводской и расширенной дилерской гарантии. Да и в таких случаях, как правило, не требуется менять все подряд: рокировке подлежат только непосредственно изношенные запчасти и сопряженные с ними детали. Представители Scania не скрывают, что и в гарантийный период случаются крупные ремонты (например, когда перемалывается почти все внутри КПП или происходят серьезные поломки ДВС). Но, как правило, в таких случаях (ввиду специфики ценообразования запчастей) компании быстрее, дешевле и проще заменить агрегат в сборе, чем его перебирать.
Что же касается интернетовских и журнальных объявлений о готовности выполнить "фирменный" капремонт, нужно иметь в виду, что такие услуги предлагают не сертифицированные сервисные станции Scania, а мультибрендовые СТО и грузовые разборки. Конечно, и там существуют определенные гарантии исполнителей, но с обязательствами официальных деловых партнеров производителя их не сравнить.
Периодичность ТО для грузовиков Scania сопоставима с интервалами обслуживания аналогичных автомобилей европейского производства, но и тут есть нюансы. Сроки ТО определяются типом транспортного средства. Например, для тягача с колесной формулой 4х2 сложность работ отличается от перечня операций для самосвала 8х4. Свой отпечаток накладывает и специфика решаемых транспортных задач. Скажем, техника для строительства требует более частого обслуживания, чем машины для магистральных перевозок. Но есть общий знаменатель.
Правила завода-изготовителя устанавливают три варианта межсервисных интервалов: 45 тыс. км для магистральных тягачей, 30 тыс. км для перевозок тяжелых грузов и 20 тыс. км для строительной техники.
Кроме планового ТО предусмотрены так называемые промежуточные Х-инспекции. Соответственно, затраты на ТО напрямую зависят от пробега ТС. Подсчитано: стоимость ТО для магистрального двухосного тягача при пробеге 120 тыс. км в год за 3 года составит 284 тыс. руб. (без НДС), а для четырехосного самосвала (8х4) при пробеге 80 тыс. км в год за тот же период - 505 тыс. руб. (без НДС).
Х-обслуживание (через 22,5 тыс. км) занимает примерно 40-45 минут и включает смазку шкворней, пальцев рессор, ССУ, проверку уровня масла. Оно предотвращает преждевременный ремонт и замену многих деталей. Без ТО-Х можно обойтись, если автомобиль эксплуатируется в благоприятных условиях: при невысокой запыленности воздуха, на дорогах без солевых антигололедных реагентов и при низком (менее 0,2 %) содержании серы в дизтопливе. Некоторые перевозчики не ждут отметки в 22,5 тыс. км, а проводят ТО после 15 тыс. км. Особенно это характерно для компаний с большим парком, где есть собственные механики.
В отличие от "серых" СТО и стихийных сервисов, в столичном регионе и у ряда региональных дилеров Scania действует рекомендованная стоимость нормо-часа. Она зависит от кода сложности рабочей операции и находится в пределах 1520-2420 руб.
В представлении обывателей-дилетантов фирменный сервис - это банальная замена масла и фильтров, плюс диагностика и ремонт по "кусачим" ценам. Но опытные перевозчики знают: техническое обслуживание Scania - это гораздо больше, чем регламентные работы по схемам ТО по фиксированным расценкам. Перечень услуг зависит от модели автомобиля и условий эксплуатации. И определяют их не на глаз, а с помощью компьютеризированной системы отслеживания неисправностей Scania Diagnos.
Оператор быстро выявляет потенциальные проблемы и локализует их с высокой степенью точности. Работник СТО оценивает данные бортовых компьютеров и выполняет техническую проверку износа компонентов. Он выполняет проверку дополнительной техники: полуприцепов, кузовного оборудования, задних подъемных бортов и т. д. При необходимости он установит последние обновления программного обеспечения и даст важные подсказки владельцу грузовика. Ценно и то, что компания распечатывает отчет техобслуживания, в котором хранятся результаты всех проверок, советы и рекомендации по ремонту. Может даже быть назначена дата очередного ремонта.
Сервисный контракт СоТО
Не нужно быть искушенным дальнобойщиком, чтобы понять: автомобиль служит исправно, когда за ним постоянно следят. Оптимальное рабочее состояние грузовику обеспечивает профилактическое техобслуживание. Оно же увеличивает время его использования и минимальные эксплуатационные расходы. Их, кстати, легко уменьшить, если воспользоваться сервисным контрактом. Это договор между перевозчиком и сервисным партнером о проведении комплекса работ по регламентному техническому обслуживанию. Его заключают на определенный период времени, с учетом особенностей эксплуатации автомобиля, а также с фиксированной стоимостью в рублях на весь период действия контракта. К слову, в марте данное предложение в РФ будет обновлено.
Сервисный контракт фиксирует стоимость регламентных ТО на несколько лет вперед и предусматривает оплату работы СТО в рассрочку. Тем самым перевозчику гарантируется лучший контроль над бюджетом и уверенность при определении цен на отдельные услуги.
Соглашение о Техническом Обслуживании (СоТО) позволяет зафиксировать стоимость регламентных ТО на период от двух и более лет. Клиенту предлагают несколько вариантов программы с учетом условий эксплуатации его техники и реального годового пробега. Выгода в том, что расходы на ТО зафиксированы в рублях на весь выбранный период и применяются гибкие схемы оплаты. Например, возможна как прямая покупка "Соглашения" у "Скания-Русь" с ежемесячными платежами, так и оплата лизинговыми платежами через "Скания Лизинг".
В плюсах - экономия времени: куда бы ни направился перевозчик, любой дилер Scania выполнит ТО его грузовика без оплаты наличными или ожидания поступления безналичного перевода. Существенно упрощается документооборот, т.к. не требуется заключение прямых договоров с дилерскими центрами. Клиент платит компании Scania, которая сама производит взаиморасчеты с дилерами. Наконец, СоТО обеспечивает технике высокую остаточную стоимость при дальнейшей продаже.
В программу СоТО включены все работы по регламентному техническому обслуживанию, запасные части, масла, специальные жидкости и расходные материалы в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Дополнительно включена мойка автомобиля и двигателя. Цены зафиксированы в рублях на весь срок действия СоТО, поэтому на заключенные контракты рост цен не распространяется. Если срок действия контракта закончился, а заявленный пробег не достигнут, возможна компенсация в виде специальной цены на продление существующего или заключение нового соглашения на данное ТС. Проходить ТО по программе не обязательно у одного дилера, где приобретался автомобиль или контракт. Обслуживание на особых условиях, равно как расчет стоимости и заключение договора можно выполнить у любого официального дилера Scania на территории РФ. При продаже грузовика можно сохранить договор на данное ТС уже для нового собственника. Как вариант, есть возможность досрочно прекратить действие соглашения. В общем, условия весьма демократичные.
На практике двухлетнее "Соглашение о ТО" для самосвала с годовым пробегом в 120 тыс. км означает расходы на обслуживание в размере 1,11 руб. (с учетом НДС) на километр пробега. Трехлетнее СоТО по магистральным тягачам при годовом пробеге в 140 тыс. км предусматривает расходы на ТО в объеме 70 коп. на каждый пройденный километр. Для тех же, кто ремонтируется самостоятельно, решающее значение приобретает стоимость запчастей.
Оригинал предпочтительнее!
Поговорка гласит: "Скупой платит дважды", поэтому транспортники со стажем предпочитают иметь дело исключительно с оригинальными запчастями - как новыми, так и восстановленными. Именно они и только они обеспечивают минимальное время простоя в ремонте, гарантируют безотказную работу техники и придают уверенности.
Оригинальные запчасти идеально подходят на автомобиль перевозчика по размерам, массе и эксплуатационным свойствам. На оригинальные запчасти Scania дает сетевую гарантию сроком 1 год. При установке детали у официального дилера обеспечивается покрытие косвенного ущерба. С помощью специалистов можно получить рекомендации по замене сопряженных деталей для сокращения простоев в будущем.
В пользу "оригинала" говорит хотя бы такие факты. Неоригинальные тормозные накладки сокращают срок службы барабана в 4-5 раз и не способны обеспечить нужное замедление при многократном использовании. Истираемость заводских накладок сцепления увеличена с 3,6 до 5 мм, что продлевает срок их службы на 40%, чего не скажешь о "левых" деталях.
Финансовый кризис и усилившаяся конкуренция на рынке автомобильных грузоперевозок заставляют транспортников не только считать затраты на топливо и шины, но и брать в расчет другие издержки. На первый план выходит общая стоимость владения и техническая готовность подвижного состава. И здесь важную роль играют продажи восстановленных запчастей по акциям, т.е. по сниженным ценам. На них действует такая же гарантия, как на новые детали, а сам процесс восстановления контролируют специалисты Scania.
В настоящее время актуальна маркетинговая акция Scania по запасным частям и пакетам работ по их замене. Она действует с 1 декабря 2012-го по 31 мая 2013-го и охватывает, в основном, детали тормозной системы, а также ветровые стекла и дворники.
В копилке Scania есть бесплатные сервисные мероприятия, разработанные для отдельных видов техники. Узнать о том, распространяется ли такое предложение на ваш автомобиль, можно по номеру шасси, который следует ввести на сайте компании. И если вам повезло, связывайтесь с любым из дилеров и договаривайтесь о дате и времени предоставления грузовика в мастерскую. И - долгой вам эксплуатации без проблем!
Журнал "АВТОСПЕЦТЕХНИКА"
Фото: scania.com
Bilmard