Таможенное администрирование: грядет реформа
Современное таможенное администрирование в своем развитии балансирует между двумя тенденциями: необходимостью осуществления должного контроля для обеспечения безопасности общества, с одной стороны, и содействием развитию бизнеса посредством максимального упрощения таможенных формальностей - с другой. Существующие возможности таможенных служб государств - членов Таможенного союза позволяют достаточно успешно решать эти две задачи, однако все более динамичное развитие мировой торговли, информационных технологий, а также новые угрозы и вызовы требуют выхода на новую, качественно иную ступень развития таможенного администрирования. Причем сделать это необходимо в ближайшие несколько лет.
Для достижения этой цели Евразийской экономической комиссией разработан проект Основных направлений развития таможенного администрирования в Таможенном союзе до 2015 года (далее - Основные направления). Первое, и самое главное, мы исходим из того, что и общество, и таможенные службы подошли сегодня к такому уровню развития информатизации, что требуется не информационные технологии подчинять таможенным, а однократно и принципиально пересмотреть таможенные технологии в угоду информационным. Надо совершить скачок, взглянуть на таможенное декларирование с новых позиций, иначе переход на новый уровень невозможен, поскольку существующая схема информационного взаимодействия участников ВЭД и контролирующих органов неэффективна.
Второе, не менее важное, - необходимо законодательно закрепить принцип первичности электронных документов. Сегодня в абсолютном большинстве случаев мы в качестве первоисточника традиционно рассматриваем лишь бумажные документы. Наша же задача в том, чтобы в процессе таможенного контроля циркулировали в основном электронные документы, обеспечивалась их юридическая значимость, а бумагивозникали только в крайне редких случаях.
Третье, также принципиальное, - и информационные, и таможенные технологии должны обеспечивать экономию ресурсов. Возрастающий товаропоток, интенсивность внешнеэкономической деятельности и имеющая место тенденция сокращения штатной численности таможенных органов приводят нас к необходимости полномасштабного внедрения принципа выборочности таможенного контроля.
Важно отметить, что существующее развитие таможенных технологий создает плацдарм для успешного внедрения изложенных принципов в жизнь. В государствах - членах Таможенного союза уже на сегодняшний день полномасштабно применятся электронное декларирование, хотя законодательно эта технология имеет всего лишь статус возможного альтернативного варианта.
Четко выражена тенденция к информатизации и внедрению в Таможенном союзе предварительного информирования. С 17.06.2012 в соответствии с Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 в обязательном порядке предоставляется предварительная электронная информация о товарах, ввозимых автомобильным транспортом. Сегодня уже практически в 100% случаев это требование исполняется и ведется работа по распространению требования о представлении обязательной предварительной электронной информации в отношении товаров, ввозимых всеми видами транспорта.
Таким образом, реализация принципов, заложенных в Основных направлениях, на основе имеющихся и перспективных возможностей позволит создать простую, понятную, эффективную и экономичную схему взаимодействия участников ВЭД.
Электронная декларация, попадая в информационные системы таможенных органов, проходит автоматическую проверку на:
- соблюдение условий принятия декларации;
- наличие денежных средств и их списание в части сборов;
- анализ на ключевом этапе с помощью системы управления рисками (СУР).
Фактически подобные возможности информационных систем таможенных органов появятся при полномасштабной реализации концепции "одного окна", когда представление документов и сведений одному государственному органу будет означать его доступность для остальных государственных органов. Затем, по результатам обработки в системе управления рисками, декларация либо автоматически выпускается самим "компьютером", и этот выпуск имеет юридическое значение, либо направляется на дополнительную проверку, глубина, форма и степень которой зависят от рекомендаций СУР.
Принципиально важно подчеркнуть, что
количество деклараций для дополнительной проверки не должно быть велико, а для глубокой проверки - в пределах 10-15%, иначе произойдет возвращение к тотальному контролю.
Автоматический выпуск и такой акцент на системе управления рисками потребуют дополнительной правовой защиты инспектора, с него должна быть снята ответственность за то, что он не предпринял инициативных проверок дополнительно к рекомендованным "компьютером", либо эти инициативы должны быть строго регламентированы и ограничены.
Предложенная схема базируется на двух опорах - системе управления рисками и дифференциации участников ВЭД. Очевидно, что
основное внимание должно быть уделено комплексной оценке всех звеньев поставки товара, а также тому, чтобы предприниматели были заинтересованы в работе над своей таможенной и налоговой репутацией.
Дифференциация участников ВЭД позволит отделить добропорядочных граждан от потенциальных нарушителей, сократив контрольные операции в отношении первой категории, при этом усиливая контроль над второй группой. Причем необходимо отметить, что так называемый системный подход к категорированию участников ВЭД при осуществлении таможенного контроля в настоящее время активно развивается во всем мире. Его внедрение признается одной из целей развития таможенных служб государств - членов Евросоюза, США, Японии и других стран.
Одним из наиболее эффективных инструментов дифференциации участников ВЭД является введение статуса уполномоченного экономического оператора. Данный статус предусмотрен в Рамочных стандартах безопасности и облегчения международной торговли, активно применяется в Европейском союзе, а в Таможенном союзе появился после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза в июле 2010 года. На сегодняшний день, в странах - участницах Таможенного союза насчитывается от нескольких десятков уполномоченных экономических операторов (в Российской Федерации) до нескольких сотен (в Республике Беларусь) и наблюдается тенденция увеличения их количества.
Столь пристальное внимание уделено стадии декларирования, поскольку на ней возникает больше всего проблемных вопросов. Однако и организация работы непосредственно на пунктах пропуска имеет потенциал для повышения ее эффективности.
Помимо уже упоминавшегося и наиболее болезненного межведомственного взаимодействия, о котором уже неоднократно говорилось, следует скоординированно действовать по реализации принципа "две службы на границе". Очевидно, его практическая реализация является задачей не одного дня, но эта работа при одновременном укреплении информационной составляющей серьезно упорядочит и ускорит пересечение границы. Кроме того, не следует отказываться и от обратного процесса, когда в местах, где в постоянном присутствии таможенных органов нет необходимости, не стоит бояться передавать свои функции пограничникам, строго регламентировав при этом их действия и порядок нашего взаимодействия.
Как отмечалось,
основной проблемой для дальнейшего развития таможенного администрирования представляется межведомственное взаимодействие.
При этом необходимо выделять 2 уровня:
1-й уровень - межведомственное информационное взаимодействие на национальном уровне, то есть информационное взаимодействие между органами государственной власти одного государства при совершении таможенных операций на территории одного государства - членаТаможенного союза.
2-й уровень - межведомственное информационное взаимодействие на наднациональным уровне, то есть взаимодействие между органами государственной власти разных государств при совершении таможенных операций на территории нескольких государств - членов Таможенного союза. С этой целью планируется создание Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли.
Проект создания данной системы является интеграционным и технологическим, поскольку он ориентирован на создание современной международной интегрированной системы, которая, не подменяя функции национальных систем, должна предоставить реальные правила, механизмы и интерфейсы для межведомственной и международной интеграции информационных ресурсов.
Для дальнейшего совершенствования таможенного администрирования просто необходимо обеспечить формирование интегрированной информационной структуры юридически значимого межгосударственного и межведомственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза на базе Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли.
В Основных направлениях предложено много других аспектов, комплексная и скоординированная работа над которыми, на наш взгляд, позволит сделать следующий шаг или несколько шагов в развитии таможенного администрирования в Таможенном союзе.
Очерченные задачи представляют широкое поле для деятельности и, возможно, на сегодняшний день кажутся трудновыполнимыми, однако уже постановка таких задач на основе проведенного анализа существующих проблемных вопросов в таможенном администрировании является шагом вперед. При этом их практическое решение невозможно без активного взаимодействия со всеми участниками внешнеэкономических процессов, как в лице государственных органов, так и бизнес-сообщества. И, безусловно, на этом пути нам необходима и методологическая поддержка таможенной науки.
Подводя итог, можно сказать, что Основные направления - это то, как мы с вами представляем себе таможенное администрирование через несколько лет. Правовые основы для этого будут заложены в новом, модернизированном Таможенном кодексе Таможенного союза. В новом кодексе будет заложен широкий диапазон возможностей, как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных служб. Наша задача - создать эти возможности, а их использование будет зависеть от воли и ситуации в каждой из наших стран.
Фото: vip74.ru
ТПП-Информ