← Спецтехника

Бульдозер. Оценка перед выбором

Бульдозер. Оценка перед выбором
четра.jpg
Один из важнейших показателей работы бульдозера - часовая производительность, которая зависит от емкости отвала и скорости движения при рабочем и нерабочем ходе. У бульдозеров одной мощности размеры отвалов, как правило, различаются незначительно, но скорости движения могут отличаться намного. В зависимости от типа отвала объем пород, перемещаемых бульдозерами, также может быть существенно разным.
Крайне важен такой показатель, как надежность машины, производным от которой является коэффициент технической готовности. В свою очередь от коэффициента технической готовности зависит годовая производительность (выработка) и выработка за весь период эксплуатации бульдозера.
Выработки бульдозеров различных компаний одной мощности в первый год эксплуатации, как правило, различаются незначительно. Но при работе в течение нескольких лет различия становятся весомыми. Скажем, за 8 лет бульдозеры компаний Komatsu и Caterpillar отрабатывают на горных разработках в условиях Крайнего Севера до 30 тыс. моточасов, бульдозеры других компаний - 15-20 тыс. моточасов в связи со значительными простоями в ремонте (на строительных объектах нагрузки на бульдозеры меньше, поэтому там статистика наработок и простоев будет более благоприятной для "других компаний").
Выбор марки бульдозера зависит и от срока, который он должен отработать.
Строительные проекты, в отличие от горных разработок, могут длиться 1-3 года и, наверное, нет смысла приобретать бульдозеры верхнего ценового диапазона, рассчитанные на десятилетия интенсивной эксплуатации.
Говоря о технике нижнего ценового диапазона, нельзя не упомянуть бульдозеры китайских фирм. Ценность китайской техники в ее низкой стоимости. Снижение цены достигается в том числе и за счет более низкого качества материалов, использования устаревших технологий, комплектации агрегатами с более низкими характеристиками. Доводы продавцов, что китайский бульдозер стоит на 50% дешевле европейского, потому что используется дешевая рабочая сила, не совсем верны. Доля затрат на оплату труда в общей стоимости не превышает 20%, все остальное - материалы, комплектующие и т. д. Второй серьезный недостаток китайской техники - отсутствие у производителей вразумительной политики технической поддержки. Проблемы возникают уже на этапе знакомства: даже от самых продвинутых компаний невозможно получить развернутую техническую характеристику бульдозеров. Как следствие - неразбериха в технической документации, сложность подбора или отсутствие запасных частей и т. д. Впрочем, о китайских бульдозерах немало и положительных отзывов, иначе их никто бы не покупал. Следует отметить, что в типоразмерном ряду китайских бульдозеров разных производителей отсутствуют модели мощностью более 350 л.с. (поставки 422-сильного Shantui SD42-3 осуществлялись в единичных экземплярах). Поэтому в основном китайские бульдозеры применяются в строительстве, где нагрузки и, соответственно, тяговые классы бульдозеров ниже, чем в горной промышленности.
При выборе бульдозеров надо обязательно учитывать местонахождение предприятия: если оно расположено вблизи транспортных магистралей и сроки доставки запчастей не измеряются месяцами, иногда можно поступиться в определенной степени технической надежностью. Например, китайский ZD160-3 (Zoomlion) стоит почти в 4 раза дешевле аналогичных по характеристикам Komatsu D65E-12 и Cat D6R3 и вдвое дешевле ЧЕТРА Т11.01. Стоимость ходовой у ZD160-3 почти втрое ниже, чем у западных аналогов. Конечно, и прослужит китайский бульдозер не 10-15 лет, а всего 3-4 года, но в приграничных районах покупка дешевой и менее надежной машины может оказаться оправданной. К тому же небольшие предприятия и артели не имеют средств на приобретение дорогостоящей техники известных производителей.
Надежность бульдозера определяется его конструкцией и комплектацией. Низкие температуры, при которых приходится эксплуатировать бульдозеры, выдвигают дополнительные требования по надежности конструкций и узлов. И хотя все компании, продающие в России свою технику, предлагают так называемые "северные пакеты" и опции, комплексным подходом к этой проблеме могут похвастаться немногие. К их числу в первую очередь относятся Komatsu, Caterpillar, ЧЕТРА, которые десятки лет эксплуатируются на Крайнем Севере.
Разработка техники для регионов с суровыми природными условиями - сложная задача, требующая значительных ресурсов, и далеко не каждая компания обладает ими.
Как показал опыт, машина в северном исполнении - это не модернизированная или дооснащенная различными опциями стандартная модель, а полностью самостоятельная разработка. Северные спецификации - это прежде всего особые сорта сталей. Обычная сталь при низких температурах становится хрупкой. У стали и резины разные коэффициенты температурного расширения, из-за этого на морозе уплотнения теряют герметичность и начинают пропускать рабочие жидкости и смазочные материалы. Стандартные резинотехнические изделия, а также изоляция электропроводки теряют эластичность и разрушаются.
С перечисленными выше показателями тесно связана также стоимость владения бульдозерами, которая включает в себя первоначальную стоимость приобретения, стоимость технического обслуживания и ремонтов за период эксплуатации, стоимость быстроизнашивающихся деталей (ходовая, ножи на отвалы, коронки для рыхления пород) и расходных материалов (в т. ч. топлива и масел). Следует также учитывать, что для содержания машин с меньшей технической надежностью потребуются большее количество вспомогательного ремонтного персонала и более высокие затраты на доставку запасных частей. Фактор стоимости владения просчитывается и учитывается покупателями далеко не всегда. О этом говорит тот факт, что у большинства дилеров нет готовых данных по этой теме.
Стоимость владения связана с экономичностью работы, которая не всегда принимается во внимание при выборе бульдозеров. У разных машин с одинаковыми по мощности двигателями может сильно различаться расход топлива. Автору в свое время пришлось заниматься контролем расхода топлива в одном из ГОКов, поэтому приведенная ниже статистика абсолютно достоверна. Так, при одинаковых условиях работы и уровне квалификации обслуживающего персонала расход топлива у бульдозеров мощностью 410 л.с. составлял: у Cat D-9H и D-9L в среднем 32-37 кг/ч, а у Komatsu D-355A-3 42-45 кг/ч. Разница в расходе топлива за 10  лет эксплуатации на одну машину - 150-200 т.
С развитием новых технологий моторостроения показатели расхода топлива у ведущих мировых компаний сблизились, но при наличии на предприятии парка бульдозеров в несколько десятков единиц следует очень внимательно отнестись к оценке этого показателя.
Если говорить об экономии топлива, то имеет смысл обратить внимание на бульдозеры с гидростатическим приводом, их выпускают компании Liebherr и John Deere, ЧЕТРА. Экономия топлива по сравнению с бульдозерами других производителей достигает 18-20%, но пока в мире выпускают бульдозеры с гидростатикой мощностью не более 422 л.с. (Liebherr PR764L).
Следует подчеркнуть, что сравнивать расход топлива можно только у машин, находящихся в одинаковых условиях и выполняющих одинаковую работу, в противном случае можно очень сильно ошибиться.
Унификация и сервисное обслуживание
Важным фактором при выборе оборудования является унификация оборудования, создание единой линейки одного производителя для удешевления ремонта, поставок запчастей и уменьшения номенклатуры запчастей на складе. Наиболее полный типоразмерный ряд (бульдозеры, автосамосвалы, погрузчики, экскаваторы) предлагают так называемые компании-"фуллайнеры" (от англ. full-line - "полная линейка"). На горных предприятиях чаще всего используют технику 2-4 компаний.
Качество сервисного обслуживания в последние годы приобретает все большее значение из-за снижения качественного состава технических специалистов предприятий. Похвастаться наличием сервисных центров и грамотным персоналом могут очень немногие компании.
Лучшими сервисными сетями в России обладают опять же Caterpillar и Komatsu, активно развивает сервисное обслуживание ЧЕТРА, увеличивают свое присутствие польская Dressta и немецкая Liebherr. В части организации сервисного обслуживания большинству производителей проигрывает Челябинский тракторный завод - у него практически нет сервисных центров в России, и это стало одной из серьезных причин ослабления позиций предприятия на рынке горнодобывающих предприятий. Сегодня эту нишу заняли бульдозеры ЧЕТРА и китайские машины, которые по качеству превосходят челябинскую продукцию. К тому же дизель-электрические тракторы (ДЭТ-250, ДЭТ-400) требуют особого подхода. В СССР хватало специалистов по ремонту и обслуживанию таких машин, сегодня они в огромном дефиците.
Однако в некоторых случаях лучше закупать не самое современное, насыщенное электроникой западное оборудование, а то, которое проще в обслуживании, например китайское. Бульдозеры ведущих мировых компаний становятся все сложнее, и обслуживать их могут только специалисты сервисных центров. Это удобно, когда предприятие находится неподалеку от сервисного центра, а когда путь до удаленного участка занимает несколько суток, сложное оборудование приносит немало проблем из-за длительных простоев.
Дилерская поддержка становится с годами все более актуальной.
Сегодня все серьезные дилеры по продаже бульдозеров стремятся продвинуться в регионы использования техники, создают расходные склады - без этого многие покупатели не заключают контрактов на покупку оборудования.
Конечно, небольшие компании по продаже запчастей не могут обеспечить наличие на своих складах достаточного количества деталей (это в большей степени касается продавцов китайских бульдозеров - на складах даже крупных дилеров сложно найти такие узлы, как бортовые редукторы, которые, кстати, довольно часто выходят из строя), поэтому при организации горных работ в труднодоступных районах предпочтительнее приобретать бульдозеры с гарантированно высоким уровнем снабжения запчастями.
Контракт на сервисное обслуживание - недешевое, но удобное и выгодное в определенных условиях решение. Если рассматривать работу в условиях большой удаленности от сервисных центров, то наилучшим вариантом обслуживания техники будет обучение группы собственных специалистов и получение разрешения от дилера на выполнение ремонтных работ.
Фото: chetra-im.com
Основные средства