← Автомобильные грузоперевозки

Белорусские грузоперевозчики берут ориентир на Казахстан

Белорусские грузоперевозчики берут ориентир на Казахстан
byfura.jpg
Как рассказывают представители Министерства транспорта РБ, Россия и Казахстан "к этому вопросу довольно ревностно относятся" и на переговорах в ЕЭК "всячески стараются дату окончательной либерализации оттянуть". Так, по версии АСМАП (российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков), окончательная либерализация в транспортной сфере наступит не раньше 2020 года.
Как известно, на майском форуме деловых людей ЕЭП в Минске российский премьер-министр Дмитрий Медведев провозгласил отказ от всяческих экономических барьеров в отношениях трех стран с момента пуска Евразийского экономического союза.
В БАМЭ (Белорусской ассоциации международных экспедиторов и логистики) это восприняли как обещание отменить разрешительную систему грузоперевозок не позднее 1 января 2015 года. Но в то же время там отмечают, что на уровне ниже премьерского настроения российских партнеров прежние.
"Как говорит Курушин (Андрей Курушин, гендиректор АСМАП - прим. авт.), нужно все гармонизировать, состыковать, пересмотреть, а еще получить согласие российских перевозчиков. Мол, на это 20 лет понадобится", - пересказывает позицию россиян председатель БАМЭ Николай Горбель.
По мнению белорусских транспортников, в России идет борьба между "двумя политическими кланами - АСМАПа и Минтранса",
и в случае отмены разрешительной системы это будет означать победу второго "клана".
Пока же белорусские транспортники страдают от недостатка российских квот и невозможности осуществлять каботажные перевозки.
"Если в нашу сторону едет француз или испанец, то он может загрузиться до Польши, а мы почему-то из Екатеринбурга до Смоленска загрузиться не можем, - жалуются белорусские предприниматели. - То есть можем, но это будет нарушение, за которое полагается штраф 500 тыс российских рублей".
Отдельные претензии белорусов - к двусторонним договоренностям России с Польшей и Литвой об обмене квотами по потребности.
На фоне нерешенных проблем внутри ЕЭП открытие Москвой рынка странам ЕС вызывает особое раздражение белорусской стороны.
"У поляков порядка 200 тыс автомобилей, а у белорусов - 10-12 тыс. Можете себе представить? - возмущается председатель правления ООО "Группа "ВИТ-Юнион" Вячеслав Довнар. - Россия не допускает нас на свой рынок, а Польше - добро пожаловать. Для нас сегодня это трагедия. Единственный выход у перевозчиков - идти на дальние расстояния, в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан".
Причем на дальние страны надежды тоже мало: уже в марте-апреле разрешения от некоторых стран на 2013 год иссякли.
Ситуация усугубляется общими негативными тенденциями на рынке грузоперевозок. "Есть спад в работе и железнодорожного, и автомобильного транспорта, - констатирует Н.Горбель, - общая тенденция на рынке грузоперевозок негативная. Оптимизма маловато. Количество транспортных средств выросло, а количество разрешений осталось на прежнем уровне".
На примере собственного предприятия руководитель БАМЭ демонстрирует структуру спада. Коэффициент выпуска машин остался на уровне 0,9 (9 из 10 машин находятся на линии и одна - в ремонте), километраж - тоже прежний (10-11 тысяч км в месяц). В то же время денежная выработка в месяц на одно транспортное средство по сравнению с прошлым годом упала на 15-25%.
"Это происходит потому, что уже год-полтора как рынок отрегулировал цены на более низком уровне, - объясняет Н.Горбель. - Поэтому рост выручки можно планировать только за счет экстенсивных мер, но не за счет производительности".
В связи с негативом на рынке в БАМЭ отказываются давать прогнозы по выручке на 2013 год. При этом по итогам 2012 года белорусские грузоперевозчики в целом еще демонстрировали рост. За год им удалось увеличить объем своих услугна 300 млн долларов, до 1,6 млрд долларов. Из этой суммы более миллиарда было получено по договорам с нерезидентами.
На долю железнодорожного транспорта пришлось 844 млн долларов, автомобильного - 658 млн долларов, водного и морского - 77 млн долларов, воздушного - 16 млн долларов. Итоговый показатель выручки за 2012 год составил 212 млн долларов, что равно 13% общего объема оказанных услуг.
Фото: ByMedia.net
BNews.kz