← Негабаритные и опасные грузы

Нечто особенное. Тяжелые седельно-балластные тягачи

Нечто особенное. Тяжелые седельно-балластные тягачи
titan_ed.jpg
Седельно-балластные тягачи применяются для транспортировки сверхтяжелых грузов в составе автопоезда, включающего прицеп/полуприцеп или прицепные модули полной массой от 160 до 1000 т, и представляют собой многоосные автомобили с колесной формулой 6х4, 6х6, 8х4, 8х6, 8х8 и даже 10х4 с двигателем мощностью от 480 до 1000 л.с. Их используют как на дорогах общего пользования, так и на дорогах I-V категорий при температуре окружающего воздуха от -50 до +50° С (естественно, при соответствующем исполнении).
Большегрузный седельно-балластный тягач оптимизирован для эксплуатации в самых тяжелых дорожных условиях. Его характеризует сверхпрочная рама, многолитровый, как правило, V-образный дизельный двигатель, роботизированная или автоматическая коробка передач со встроенным гидродинамическим замедлителем высокой эффективности и гидротрансформатором, усиленные мосты с блокировками межосевых и межколесных дифференциалов и сверхмощная рессорная или пневматическая подвеска.
Тягачи-тяжеловозы можно разделить на два класса: тягачи с тяговым усилием до 250 т и с усилием 250-1000 т. Если первые строят на базе серийных автокомпонентов и они более доступны по цене, то вторые значительно отличаются конструктивно, и для них используют компоненты, специально разработанные, в первую очередь рамы, или, как мосты, заимствованные у тяжелой самоходной техники других типов. Тягачи обоих классов собирают в большинстве случаев тупиковым способом.
При формировании автопоезда заказчик выбирает тягач в последнюю очередь. Под конкретный груз подбирается трал или модуль, а под него уже тягач.
И производители тягачей разрабатывают свою технику во взаимодействии как с поставщиками прицепной и модульной техники, так и с конечными заказчиками.
Тягачи, работающие в составе автопоездов полной массой 160-250 т, более распространены в силу большего количества таких перевозок. Сверхтяжелый тягач - продукт штучный, для реализации проектов по транспортировке сверхтяжелых грузов либо грузов полегче, но в сложных дорожных условиях с подъемами и поворотами он может быть незаменим.
Представьте себе груз весом 400 т. Вес модульной системы под грузом порядка 50 т, и вот эти 450 т необходимо втянуть на 20%-ный подъем. По прямой с таким грузом справятся два тягача с тяговым усилием по 250 т. Но на подъеме уже нужно 6 тягачей по 250 т с колесной формулой 8х4 или 8х6: пять впереди и один сзади. Получается очень длинный и трудноуправляемый автопоезд. Кроме того, первый от модулей тянущий тягач подвергается чудовищным растягивающим нагрузкам и может выйти из строя через одну-две перевозки. Потеря тягача с учетом его цены весьма огорчит перевозчика. Поэтому для такой задачи необходимо минимальное количество тягачей с более высоким тяговым усилием.
Поставка на рынок тяжелых седельно-балластных тягачей - сложный бизнес. Это связано с рядом факторов. Во-первых, поставщику необходимо располагать не одной-двумя моделями, а гаммой тягачей с различными колесными формулами, тяговым усилием, вариантами сцепки и быть готовым к реализации индивидуальных проектов. Во-вторых, сервисная служба должна моментально решать проблемы, поскольку в этом бизнесе на кону стоят большие деньги и для перевозчика промедление смерти подобно.
Все производители из "большой семерки" занимаются тяжелыми тягачами, но не все готовы работать с ними на российском рынке.
"МАН Трак энд Бас РУС", дочерняя компания и дистрибьютор MAN Truck and Bus AG, решилась вести этот бизнес и достигла в нем определенных успехов. Начиная с 2009 г. компанией совместно с партнером на территории России компанией ООО "Инспецтехника", представителем Goldhofer AG, было поставлено более 20 тяжелых седельно-балластных тягачей российским специализированным перевозчикам. Упоминание компании "Инспецтехника" не случайно. Именно по ее инициативе была выведена на российский рынок конфигурация тягача 8х6 с передним ведущим мостом. Такая необычная колесная формула оказалась необходима для сверхтяжелых перевозок. Следующим этапом сотрудничества компаний станет тягач 8х8 с односкатной ошиновкой.
Как уже говорилось выше, готовится модификация 8х8 с односкатной ошиновкой. Линейка включает подпродукты, различающиеся полной массой, комплектацией. Так, в семействе 8х4 есть варианты с полной массой автопоезда 160, 180 и 230 т с двигателем 540 л.с. Максимум - 250 т, это тягачи 8х4 и 8х6 с двускатной ошиновкой задних колес, использующие 16-литровыйдизельный двигатель V8 мощностью 680 л.с., роботизированную 12-ступенчатую КП с гидротрансформатором (230, 250 т). Керамическое сцепление для сверхтяжелых нагрузок применяют на машинах с тяговым усилием 250 т. Подвеску используют и пневматическую, и рессорную, мосты 13- и 16-тонные, ведущий передний мост с нагрузкой до 9,5 т.
Супертягач Tractomas производства французского завода Nicolas Industrie S.A.S. - представитель верхнего тягового класса.
Tractomas - самый крупный и мощный тягач в мире, в 2005 г. попавший в Книгу рекордов Гиннесса.
Марка Tractomas производится компанией Nicolas уже в течение 35 лет. Tractomas используют для перевозки сверхтяжеловесных грузов, где нужна высокая мощность тягового средства, перевозки в составе сверхдлинных автопоездов, а также для перевозки тяжелых грузов на большие расстояния.
Этот мощный тягач отлично зарекомендовал себя в жестких условиях работы: на перевозке сверхтяжелого силового трансформатора весом 1000 т с уклоном дороги 7% (ЮАР, 2005 г.), на работе в знойных карьерах Квинсленда 24 часа в сутки (Австралия, 2012 г.), а также при выполнении спецзадач на закрытых военных и энергетических объектах КНР (1998 г.).
После заключения контракта и успешного прохождения испытаний на месте эксплуатации для горнодобывающей компании в Австралии тягач Tractomas доказал, что является прекрасной альтернативой большому парку тягачей и прицепов, заменяя 6-7 тяжелых тягачей, и железнодорожным перевозкам, т. к. проще в обслуживании, требует меньшегоколичества персонала, если речь идет о перевозках большого количества насыпного груза: руды, угля, металлолома на большие расстояния по бездорожью, где нет ограничений по нагрузке на колесную ось.
Максимальная конфигурация тягача - 10х10.
Тягач изготавливают как в балластном, так и в седельном исполнении, конечно, с возможностью работать по схеме "тяни-толкай".
К тому же Tractomas последней модели создан таким образом, чтобы без каких-либо проблем работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Например, при поставке в Австралию заказчик определил условия работы тягача: в течение 6 месяцев тягач должен работать 24 часа в сутки в три смены водителей - то есть фактически мотор тягача ни разу не заглушат в течение полугода! Tractomas с этими требованиями прекрасно справился, и теперь австралийские горняки заказали еще 6 единиц этой модели у компании Nicolas.
Инженеры Nicolas также готовы рассмотреть любые спецтребования потенциальных заказчиков для любых условий работы: к примеру, для работы в Австралии кабина была снабжена системой пылеудаления, а для работы в Ливии - системой кислородного обеспечения для эксплуатации в высокогорье, в ЮАР - системой автоматического пожаротушения моторного отсека.
Специально для модели Tractomas инженеры Nicolas разработали систему Power Booster - дополнительную силовую установку варьируемой мощности для работы со сверхтяжелыми грузами, а также для преодоления уклонов дороги до 10% без потери скорости (до 60 км/ч).
Характеристики и преимущества Tractomas:
собственная масса - 36 т;
габаритные размеры: длина - 11 м, ширина - 3,5 м, высота - 4,5 м;
мощность - 1000 л.с.;
опыт эксплуатации в промышленных и карьерных условиях в Ливии, ЮАР, Китае и Австралии;
возможность использовать в качестве тягача в составе автопоездов общей массой до 1000 т;
один Tractomas заменяет 6-7 тяжелых тягачей или самосвалов, таким образом, экономятся средства на эксплуатацию и оплату водителей.
Немецкая компания TITAN Spezialfahrzeuge GmbH занимается постройкой сверхтяжелых седельно-балластных тягачей и других нестандартных шасси для сверхтяжелых негабаритных перевозок в разных условиях, начиная от бездорожья и заканчивая стандартными дорожными перевозками. Все свои транспортные средства фирма строит на компонентной базе Mercedes-Benz. Они разрабатывают и производят раму и на эту раму навешивают агрегаты: двигатель ОМ 502 L мощностью 609 л.с., мосты фирмы Kessler, которые применяют на мобильных кранах с нагрузкой по 20 т на задние мосты и 12 т на передние. Двигатель агрегатируют с 16-ступенчатой КП G240 с ретардером и WSK-муфтой. WSK-муфта обеспечивает плавное нарастание крутящего момента при трогании автопоезда, снижая нагрузки на силовую передачу.
TITAN - это игрок в тяжелейшем сегменте, когда один автомобиль с колесной формулой 8х8 и 609-сильным двигателем может развивать тяговое усилие в 1000 т. Для сравнения: тяжелый тягач MAN или Mercedes-Benz развивает тяговое усилие 250 т. Предприятие предлагает две модификации тягачей - Z 52 600 F 6х6 с тяговым усилием 500  т и Z 64 609 F 8х8 с тяговым усилием 1000 т. Получается, что одна такая машина заменяет 3-4 тягача MAN, сокращая длину автопоезда, не говоря о синхронизации действий всех тягачей в автопоезде. Это специализированное транспортное средство применяют для достаточно длинных маршрутов, когда нужно преодолевать подъемы и повороты и три тягача сложно вписывать в такие повороты, либо для преодоления серьезных подъемов.
Тягачи TITAN используют во всем мире специализированные компании, в том числе и российские, которые получили несколько таких машин.
Говорит Денис Масленников, директор по спецпроектам компании "МАН Трак энд Бас РУС": "Есть много факторов, от которых зависит, будет ли компания успешна в этом сегменте. Прежде всего, это желание работать по данному направлению на рынке. Второе - касается постпродажного сервиса. Компании покупают тягачи для сложных проектов, и любой сбой должен быть сразу устранен. Сервис жизненно важен, и не все поставщики могут позволить себе работать с такими продуктами. Важна также гамма продуктов, и не у всех есть такая широкая линейка, как у MAN, который гибко подходит к формированию линейки. У нас есть стандартные продукты, есть нестандартные, есть дополнительные продукты, более адаптированные к требованиям российского рынка. Цена - менее важный фактор в специфических перевозках по сравнению с поддержкой и шириной продуктовой линейки.
Почему MAN одна из самых популярных марок на российском рынке? Потому что у нас есть серьезные партнеры, специализирующиеся на прицепной технике, такие как компания "Инспецтехника", имеющая серьезную компетенцию в данном виде бизнеса. Сегодня в сотрудничестве с партнерами мы разрабатываем много интересных продуктов именно для внедорожной эксплуатации. В свете крупных российских проектов она должна представлять интерес. Следите за нашими новостями".
Фото: titan-sf.com
Основные средства