← Автомобильные грузоперевозки

Автогрузоперевозчики с ужасом ожидают 1 ноября 2014 года

Автогрузоперевозчики с ужасом ожидают 1 ноября 2014 года
IMG_5550_ed.JPG
Условия конкурса, который на протяжении последних лет патронирует президент Логистической ассоциации Татарстана Леонид Штейнберг  остаются неизменными, как впрочем, и место проведения соревнований. Участники конкурса, собравшиеся с утра пораньше в районе городского майдана должны были на время проехать по специально подготовленной трассе, выполнив на своих автомобилях несколько обязательных фигур - "параллельная парковка", "заезд в гараж", "змейка" и другие, и постараться не набрать, при этом, штрафных баллов. Судили соревнования дальнобойщиков в этом году чемпионы ралли-марафонов - легендарные Владимир Чагин и Ильгизар Мардеев.
Первое место в командном зачете и переходящие хрустальные кубки конкурса по традиции получили три команды. Первой, кстати, уже третий год подряд, стала команда ЗАО "Эссен Продакшн", второе место на пьедестале почета заняли водители ТКФ "Кама-Тракс", а третье заняла команда из Бугульмы -  УТТ "Бугульминское". В  личном зачете лучший результат показал челнинец Юрий Долгов, представлявший "Логистическиий центр КАМАЗа".  Его время прохождения трассы - всего три минуты четыре секунды! Причем показал он его на КАМАЗе, в то время как большинство остальных пилотов выступали на иномарках  - Сканиях, Мерседесах, Ивеко,  Вольво и Дафах, причем с учетом штрафных минут у некоторых "пилотов" результат достигал и десяти и даже двенадцати минут. Чуть отстал от победителя Сергей Тарасов из ТКФ "КАМА-Тракс", а бронзу в личном зачете завоевал Ильнур Идиатуллин, также представлявший одну из команд "Логистического центра" автогиганта.
Вместо лицензии - "допуск", за нарушение - уголовная статья
Накануне соревнований в бизнес-отеле "Татарстан" транспортники провели конференцию, на которой обсудили законодательство, оказывающее влияние на их работу, в том числе и проект готовящегося к принятию закона о грузовых автотранспортных перевозках, который разрабатывается в недрах Госдумы при участии Российского Автотранспортного Союза. Валерий Алексеев - вице-президент РАС, побывавший на соревнованиях, рассказал корреспонденту "БИЗНЕС Online" каких нововведений в ближайшее время следует ожидать автогрузоперевозчикам.
По словам Алексеева, в Госдуме при профильном комитете около года назад была создана рабочая группа, в которую входили представители ассоциаций, объединяющих грузовых автоперевозчиков. Она и подготовила проект закона о грузовых автогрузоперевозках, который планируется внести на рассмотрение депутатов Госдумы уже в предстоящую осеннюю сессию.
Напомним, речь в законопроекте идет о мерах, которые призваны ограничить число игроков на рынке автогрузоперевозок, путем введения, так называемого "допуска". На "круглом столе" транспортников,  состоявшемся в Елабуге под эгидой "РАС" осенью прошлого года, речь шла о том, чтобы вернуть лицензирование автомобильных грузоперевозок, от которой по инициативе МЭРТ РФ, ратующего за либерализацию рынка  отказались еще в 2005 году. Теперь
идея о лицензирования автогрузоперевозочной деятельности всплыла вновь, правда успев немного трансформироваться. Теперь это называют не лицензия, а выдача "допуска" предпринимателям на право заниматься автогрузоперевозками.
Правда, суть от этого не меняется, инициаторы законопроекта хотят убрать с рынка игроков, которые не обладают достаточной устойчивостью и не в состоянии обеспечить безопасность перевозок.
Алексеев рассказал, что концептуально, новый закон будет повторять аналогичный закон, существующий в ФРГ, а основные его постулаты будет состоять в том, что также как и в ФРГ, допуск грузоперевозчика на рынок, будет основываться на финансовой устойчивости предприятия и на обязательном получении квалификационных свидетельств ответственными работниками транспортных компаний, призванных обеспечивать безопасность перевозок. Кроме этого при выдаче "допуска" будут учитывать надежность компании - в отношении нее не  должно быть  судебных решений. Планируется также, что на перевозчика обяжут страховать свою ответственность перед грузовладельцами. Плюс ко всему прочему, водители по новому закону, должны будут в обязательном порядке иметь национальное удостоверение.
"Проект закона готов, мы вчера с перевозчиками обсуждали предложения, которые вносил в проект закона" РАС". Для предприятий планирующих заняться или уже занимающихся автогрузоперевозками предполагается введение двух видов "допусков". Первый - это "допуск" к грузовым перевозкам на территории РФ для организаций, которые выполняют перевозки за плату. Второй вид - это "допуск" для организаций, которые выполняют перевозки для собственных нужд. В основу закона заложено стремление обеспечить безопасность движения и безопасность перевозок. Кстати, минтранс РФ уже разработал правила безопасной перевозки грузов и пассажиров, которые концептуально будут входить в этот закон" - рассказал Алексеев добавив, что ответственность за нарушение закона  предусмотрена серьезная  -  " в случае если организация будет заниматься перевозками, не получив допуск и не состоя в реестре, это будет квалифицироваться как незаконное предпринимательство. А это уголовная статья."
В законе, по словам вице-президента РАС,  будет прописано на каких основаниях может последовать отказ заявителю в получении "допуска" на осуществление автогрузоперевозочной деятельности. В первую очередь, отказывать будут  "за предоставления недостоверных данных о компании-претенденте, а отзываться "допуск" у предпринимателей будет за грубые нарушения и только через судебные органы. Алексеев рассказал, что "РАС" настоял на том, что чтобы нарушения, связанные с нарушением весового контроля не являлись основанием для лишения компании "допуска", так как разработчики закона признают, что  порядка в части контроля веса автомобилей на постах весового контроля в стране пока нет.
Правом выдачи "докуска" и ведение реестра перевозчиков наделят ТПП
Каждая организация получив "допуск" к грузоперевозкам будет вноситься в соответствующий реестр. Правом выдачи "допусков" транспортным компаниям  и ведением общероссийского реестра перевозчиков  планируют  наделить Торгово-Промышленную Палату РФ. А заниматься непосредственно оценкой соответствия требованиям, по замыслу авторов закона, будут специальные сертификационные организации на договорной с ТПП основе. Федеральная власть будет лишь утверждать специальные программы по обучению специалистов для транспортной отрасли.
Интересно, что Алексеев считает, что с принятием нового закона, предпосылок к тому, что стоимость перевозок для грузовладельцев возрастет, нет. Крупные организации, по его словам, и так перевозят грузы по более низкой стоимости из-за больших объемов. А крупные перевозчики без особых усилий смогут содержать сотрудников, которые должны будут отвечать за  безопасность перевозок. А вот мелким предпринимателям, имеющим в своем активе один или два грузовика, придется туго. Им для получения "допуска" нужно будет соответствовать в плане обеспечения безопасности перевозки другим компаниям, в том числе и крупным, работающим на рынке. Поблажек "на размер" делать никто не будет. А требования предъявляются достаточно серьезные - это и наличие собственной оборудованной базы и наличие в штате ответственных за безопасность перевозки людей, имеющих соответствующее образование и еще целый ряд, предъявляемых к перевозчику требований.
Планируется, что стоить "допуск" будет символические деньги - 800 рублей.
Он будет выдаваться на организацию или на ИП и, неважно сколько автомобилей имеется в автохозяйстве, цена будет  единой.
Все эти меры, по мнению представителя РАС, должны привести к "регулированию" рынка и добросовестной конкуренции.
"Если перевозчик  не платит налоги, значит он на рынке работать не должен. А налоги он будет платить только тогда, когда будет развиваться" - считает вице-президент "РАС".
Вторая проблема, которую перевозчики, по словам Алексеева, живо обсуждали на конференции касалась постановления правительства России за номером 504. Власть с 1 ноября 2014 года вводит плату за проезд грузовиков полной массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам с целью компенсации ущерба наносимого грузовиками. С них  будет взиматься плата в размере 3,5 рубля за один километр пути. Размер платы при этом будет ежегодно индексироваться. Автотранспортники, с которыми удалось побеседовать корреспонденту "БИЗНЕС online" признались, что с ужасом ожидают наступления этой даты.
"По условиям постановления, каждый перевозчик должен будет вносить предоплату за передвижение по федеральным трассам в размере 35 тысяч рублей в месяц - рассказал Алексеев, отмечая при этом, что перевозчики  сделать этого не смогут - все понимают, что этих денег у перевозчиков нет. В конечном итоге, за это должны будут заплатить грузовладельцы, стоимость фрахта должна будет возрасти и сейчас необходимо разработать систему взимания платы, и предоплата за пользование автодорогами, как предусматривает постановление правительства в данном случае не подойдет - считает вице-президент РАС.
В настоящее время рассматривается вариант установки на федеральных трассах (общая их протяженность оценивается в 50 тысяч километров) системы видеофиксации прохождения автомобилей.
"Над федеральными трассами, как сейчас в Германии, будут стоять рамки и будут производить фотофиксацию всех проходящих автомобилей. Автомобили свыше 12 тонн будут определяться и фиксироваться.  На автомобиле в этом случае должен быть установлен соответствующий транспондер - прибор, который будет фиксировать по спутниковым системам GPS или ГЛОНАСС прохождение автомобиля по федеральным трассам. Самое парадоксальное в том, что по данным самих дорожников, на внедрение и обслуживание этой системы в масштабах станы понадобится потратить чуть ли не половину суммы, которая попадает в дорожный фонд в год!" - рассказал Алексеев. Он также считает, что с введением этого постановления о взимании платы за проезд по федеральным трассам
есть опасность того, что перевозчики начнут переходить на автомобили полной массой менее 12 тонн или будут выбирать маршруты движения по дорогам регионального значения.
И в этом, по его мнению,  кроется еще большая опасность. Чтобы перевезти груз, который за раз перевозит одна фура, понадобится три автомобиля полной массой до 12 тонн, а места на дороге они будут занимать в четыре раза больше, чем автопоезд. Кроме этого региональные дороги,  по его словам, предназначены только на весовую нагрузку в шесть тонн на ось. А это означает, что фуры окончательно разобьют и все остальные дороги и тогда ограничения и плату за проезд придется вводить уже регионам - сетует вице-президент "РАС, добавляя, что в связи с этим транспортники и пытаются разработать менее затратную для себя  систему  взимания платы. Кстати, как недавно сообщали РИА "Новости", президент некоммерческого партнерства "Объединенные перевозчики Сибири" (ОПС) Вячеслав Трунаев обратился к главе российского правительства Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть сроки введения платы за пользование федеральными автодорогами. Руководитель ОПС убежден, что введение такой платы в будущем году будет преждевременным, а ссылка на европейский опыт - не убедительна, поскольку стандарты безопасности российских трасс не соответствуют стандартам европейского дорожного хозяйства, кроме того, на российских трассах отсутствует необходимый сервис.
"Соблюдение порядка оплаты, закрепленного в постановлении в настоящее время невозможно для подавляющего большинства грузоперевозчиков. Согласно обычаям делового оборота грузоотправители оплачивают перевозку с отсрочкой от 30 до 60 дней. Поэтому предоплата ляжет на перевозчиков тяжелым бременем", - говорится в сообщении.
Тогда было 22 тысячи в год, а сейчас 750!
Этой же точки зрения придерживается и Рашит Калимуллин - гендиректор транспортной компании "Логистика".
- Введение с ноября следующего года платы за проезд грузовиков полной массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам перевозчики ожидают с ужасом. Это будет катастрофа, которая убьет междугородние и международные перевозки как отрасль. Грузоперевозчики  просто будут вынуждены прекратить свою деятельность. Мы подчитали, что
ежемесячно за право передвигаться по федеральным дорогам за каждый автопоезд компании нужно будет  уплатить от 50 до 70 тысяч рублей.
Нам предлагается платить по 3,5 рубля за километр проезда по федеральным трассам. Хороший дальнобойщик в месяц проезжает порядка 15 тысяч километров, хотя есть такие, кто наматывает и 25 тысяч. Получается, что мы будем вынуждены отдавать дорожникам практически всю месячную прибыль с машины! Мы все прекрасно помним, что после увеличения страховых взносов в пенсионный фонд до 34 тысяч рублей в год по стране закрылось свыше полумиллиона индивидуальных предпринимателей. Это произошло из-за увеличения взноса в пенсионный фонд на 22 тысячи в год! А нам говорят, заплатите за каждую машину от 750 тысяч до миллиона рублей в год! Возьмите эти деньги у своих заказчиков. Считаю, что переложить эти расходы целиком на плечи заказчиков не получится. Ведь с введением акциза на топливо, цены на перевозки никто не поднял. Почему мы питаем иллюзии, что заказчик наших услуг будет платить больше? Мы будет вынуждены просто остановиться, потому что станет абсолютно невыгодно работать. А куда пойдут водители, а что будут делать те, у кого кредиты за спиной, ипотека и прочее? Не приведет ли это к социальному взрыву? Даже когда выплаты в пенсионный фонд собирались поднимать, некоторые у нас предлагали перекрыть дороги, но тогда Леонид Штейнберг смог всех успокоить и призвал не делать этого, а поискать внутренние резервы.
Фото: АвтоТрансИнфо
БИЗНЕС Online