← Безопасность и страхование

"ЭРА-ГЛОНАСС" на финишной прямой

"ЭРА-ГЛОНАСС" на финишной прямой
eraglonass2.jpg
Бюджет проекта составляет 3,92 млрд рублей: в 2010-2012 гг. на проектирование и создание системы потрачено 2,221 млрд рублей, объем финансирования в 2013 г. составляет 1,699 млрд рублей. 
Инфраструктура проекта представляет собой навигационно-информационные центры (НИЦ): один - первого уровня в Москве, семь  - второго уровня в федеральных округах, а также 72  региональных коммутационных узлов (РКУ) в субъектах федерации. К настоящему времени созданы и работают НИЦ 1-го уровня, четыре НИЦ 2-го уровня и 13 РКУ; ведется комплектация трех НИЦ 2-го уровня и 59РКУ. 
Кроме того, разработаны макеты терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС", начало массового производства которых запланировано на второй квартал 2014 г. (цена производителя - 3 тыс. рублей). Терминал должен обеспечивать: автоматическое определение координат и времени ДТП по сигналам ГЛОНАСС/GPS, оценку тяжести ДТП, запись профиля ускорения, автоматическую передачу данных оператору, самотестирование, возможность установки в сервисных центрах, совместимость с европейской системой eCall (планируется к запуску в 2015 г.). Возможное расширение функционала терминалов: реконструкция обстоятельств ДТП (сохранение данных о параметрах движения транспортного средства до, во время и после ДТП - и предоставление информации по запросу); предотвращение аварий посредством передачи сообщений о чрезвычайных и опасных ситуациях от других участников дорожного движения, информирования участников о чрезвычайных и опасных ситуациях в заданной географической области и по ходу движения; использование технологий связи "машина-машина" (V2V) для предупреждения опасных ситуаций; унификация терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС" с оборудованием мониторинга транспорта, систем сбора оплаты за пользование дорогами общего назначения, контроля режима труда и отдыха водителей, сбора оплаты за проезд в пассажирском транспорте.
При этом, как отметил Алексей Цыденов, заместитель министра транспорта РФ,
работа системы зависит от наличия действующей мобильной связи, по каналам которой в приоритетном порядке передается сигнал диспетчеру от терминала.
"В настоящее время Минкомсвязь реализует программу по обеспечению федеральных трасс покрытием мобильной связью, следующим шагом станет покрытие региональных трасс, - сообщил А. Цыденов. - В удаленных и не имеющих покрытия сотовыми сетями местах мы рассматриваем возможность обратной связи с системой "ЭРА-ГЛОНАСС" через спутник, такие технические решения прорабатываются. Но надо подчеркнуть, что подавляющее большинство ДТП происходит там, где все-таки мобильная связь есть - где есть высокая концентрация транспортных средств, высокие скорости движения". 
По словам А. Гурко, операторы связи - участники НП "ГЛОНАСС" - активно участвуют в развертывании системы. Так, "Ростелеком" и "Мегафон" предоставили площадки для размещения оборудования "ЭРА-ГЛОНАСС" и каналы связи, "ВымпелКом" и МТС обеспечивают резервные каналы. "Я думаю, это прецедент, когда
все ведущие телекоммуникационные операторы объединили свои усилия для создания единой инфраструктуры",
- заметил Александр Гурко. 
С сентября в пяти регионах (Краснодар, Казань, Астрахань, Тула, Курск) отрабатываются технические решения по интеграции "ЭРА-ГЛОНАСС" с системой 112, разработанные специалистами "Ростелекома". Павел Ройтберг, исполнительный директор - директор Инновационного центра ОАО "Ростелеком", считает, что в дальнейшем эти решения будут использованы в большинстве регионов, что позволит ускорить внедрение системы 112 и сэкономить расходы на этот процесс. Кроме того, к середине октября планируется завершить тесты на сопряжение "ЭРА-ГЛОНАСС" с системой управления мобильными нарядами МВД в четырех регионах (Краснодар, Новосибирск, Уфа, Ростов-на-Дону), а в в Башкирии и Ленинградской области организованы пилотные зоны для отработки решений по высокоточной навигации.  
Экономический эффект от реализации проекта, по оценке НП "ГЛОНАСС", к 2020 г. составит 66,1 млрд рублей. Известно, что
для граждан услуга экстренного реагирования при авариях на транспорте будет бесплатной.
По словам Александра Гурко, сейчас в рамках партнерства широко обсуждается бизнес-модель участия в коммерциализации инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС" с участием сервис-провайдеров, коммерческих операторов связи, а также операторов государственных, ведомственных, региональных систем. "Мы отрабатываем сервисную модель, которая позволит на основе единой инфраструктуры предоставлять охранно-поисковые услуги, услуги дистанционной диагностики, страховой телематики, информирования и оповещения и проч. через сервис-провайдеров, - сообщил А. Гурко. - Такая модель даст государству растущий и конкурентный рынок, бизнесу - снятие инфраструктурных барьеров, потребителю - качественные сервисы". 
Алексей Цыденов напомнил, что сейчас на основе решений "ЭРА-ГЛОНАСС" системы экстренного реагирования при авариях создаются в Республике Беларусь (система "ЭРА-РБ") и Республике Казахстан (система ЭВАК) при активном участии НП "ГЛОНАСС", которое решением Правительства России определено единственным исполнителем проекта создания системы на территории РФ. Принятые 30 января этогогода Советом Евразийской экономической комиссии изменения в технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" определяют для трех государств единую техническую политику (единая картография, единые протоколы, единые требования), а также порядок оснащения автомобилей устройствами вызова экстренных оперативных служб: с 1 января 2015 г. - транспортные средства, впервые проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента; с 1 января 2016 г. - транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора, выпускаемые в обращение на территории Таможенного союза; с 1 января 2017 г. - все транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза. 
Фото: cobra-ural.ru
ИКС Медиа