← Таможня и ВЭД

Войти в Таможенный союз Киргизии мешают пограничные споры с Таджикистаном и Узбекистаном

Основной проблемой для Бишкека при вступлении в Таможенный союз станет незавершенная делимитация и демаркация границ с Узбекистаном и, особенно, с Таджикистаном, считает независимый эксперт Кубат Рахимов.
Об этом он заявил на недавнем круглом столе "Киргизия и Таможенный союз: экономические реалии и перспективы", организованном Академией государственного управления при президенте Киргизии."Киргизия смогла провести окончательную демаркацию своих границ только с Китаем и Казахстаном, - подчеркнул Кубат Рахимов в интервью OSTKRAFT. - Причем в обоих случаях этот процесс сопровождался непростыми переговорами и де-факто передачей некоторых территорий, что повлияло на градус напряжения в киргизском обществе. Так, делимитация и демаркация границ с Китаем прошла, по сути, под дудку Пекина. Некоторые пограничные заставы были вынуждены уйти из заведомо уязвимых мест, линия госграницы также изменилась больше в пользу Китая, что было совершенно невозможно при СССР.Увы, на сегодняшний день очень сложно говорить об успехах независимой Киргизии на поприще делимитации и демаркации своих границ с Самаркандом и Душанбе. Но делать это придется и вот почему. Через Узбекистан в Киргизию как будущего члена ТС возможен поток определенной группы товаров узбекского производства. В первую очередь, это сезонные овощи и фрукты, возможно и хлопок-сырец, ткани и тому подобное. Есть отработанные коридоры доставки данной продукции, они могут видоизмениться в зависимости от активности таможенных и пограничных служб обеих стран.
Однако в случае Узбекистана нет рисков по реэкспорту, что больше может оказаться со стороны Таджикистана.В первую очередь, речь идет о потенциальном контрабандном потоке китайских товаров через погранпереход Кульма (КНР - Таджикистан) и дальнейшей поставке товаров через неделимитированные и недемаркированные участки таджикско-китайской границы. Понимаю, что логика чиновников проста - нам Москва даст деньги, мы купим оборудование и будем надежно контролировать грузы на таможенной границе. Но почти 500 километров таджикско-киргизской границы носят характер спорный, когда она проходит, скажем, по улице общего населенного пункта. Когда отдельные чиновники в Бишкеке говорят о таможенной границе между Киргизией и Таджикистаном, то плохо представляют, чем является реально граница в той же Баткенской области, что такое "ползучий кишлак" и так далее.
Для примера - после вступления Казахстана в ТС линия госграницы была в наиболее уязвимых местах обозначена колючей проволокой и иными заградительными конструкциями в целях борьбы с контрабандой.
Обсуждать и решать этот вопрос необходимо уже сегодня, причем в срочном порядке, чтобы он не стал сюрпризом для членов ТС и Москвы. Нерешенные пограничные вопросы с Таджикистаном грозят не только контрабандным провозом товаров, но и куда более серьезными издержками в виде погранконфликтов. Администрированием границ, на которое ссылаются представители министерств, вопросы не решаются. Проблема в том, что для Киргизии помимо отсутствия мощных аргументов для успешного отстаивания своих интересов перед соседями, весьма важным является фактор хронической нехватки бюджетных средств на обустройство полноценной пограничной инфраструктуры. Поэтому, на мой взгляд, самостоятельно официальному Бишкеку с этим сложным вопросом не справиться. Но это не должно становиться автоматически головной болью Москвы и Астаны. Это будет не совсем корректно поощрять потребительский характер в столь щекотливой проблеме как граница между двумя бывшими советскими республиками.
Поэтому и налицо несколько сценариев евразийской интеграции по курсу зюйд-ост: либо брать и Киргизию, и Таджикистан вместе в общее пространство (то есть, ускорить темпы переговоров с Таджикистаном, а Киргизию перевести в режим stand by), либо решить в ближайшие два-три года вопрос по делимитации и демаркации границ будущего участника ТС и ЕАЭС со своими соседями. В противном случае "старожилы ТС" могут получить одну большую головную боль от нерешенных пограничных проблем нового участника Киргизии в свою очередь необходима активная стратегия, нацеленная на восстановление крупнотоварного сельского хозяйства и собственной промышленности (реиндустриализация), а не ставка на реэкспорт. Необходимо выкорчевать из себя синдром спекулянта и контрабандиста. И тут ТС нам во благо, если, конечно, мы сами не профукаем свои шансы".
ИА REX