← Коммерческий транспорт

Владелец "Яровита" за год может потерять все активы в России

Первый проект, который запустил в С.-Петербурге некогда хорошо известный в Беларуси бизнесмен Андрей Бирюков, получил 4-й за полгода иск о банкротстве. Кредиторы пытаются выбить деньги у принадлежащего ему ЗАО "Автозавод "Яровит-Моторс".
Предприятие было построено в 2005 году вскоре после того, как владелец холдинга "Яровит" Андрей Бирюков перенес центр своей деловой активности из Беларуси в Россию. В завод было инвестировано около 40 млн. долларов, по планам  в 2009 году предприятие должно было освоить выпуск 1,8 тыс. специальных тяжелых грузовиков "Яровит" в год.  Одно время "Яровит-Моторс" стал визитной карточкой Санкт-Петербурга.  На него привозили бывших президентов России Дмитрия Медведева и Туркменистана  Гурбангулы Бердымухаммедова. Но рынку оказалась не нужна техника, производимая "Яровит-Моторс".
Это не первая неудача, которая постигла Бирюкова в России. Рядом с заводом грузовых автомобилей он вместе со своим партнером, российским миллиардером Михаилом Прохоровым, планировал возвести  первую сборочную площадку  гибридных автомобилей "ё-авто". Проект начался в 2010 году,  на исследования были потрачены десятки миллионов евро. Но в итоге в 2013 году Бирюков был отстранен от управления, а в апреле 2014 года Прохоров на правах основного инвестора  продал всю конструкторскую  документацию по "ё-авто" федеральному предприятию "НАМИ" за 1 евро.
Бирюков  планировал одну из производственных площадок, на которой выпускались бы "ё-гибриды", открыть в Беларуси. Именно здесь он начинал свой бизнес в начале 1990-х годов. Его компания "Яровит" являлась одним из крупнейших дистрибуторов "МАЗов" и другой автомобильной техники. Бизнесмен стоял у истоков создания экскаваторного завода "Святовит" и "Белросбанка", а также первым инвестировал в коттеджную застройку в районе будущей Национальной библиотеки. В 2009 году, уже постоянно проживая в России, он стал председателем Делового совета по сотрудничеству с Беларусью при Торгово-промышленной палате России.
Интересно, что и владелец второго крупнейшего дистрибутора "МАЗов" в середине 1990-х годов  Василий Сметанин, также переехал на постоянное место жительства в Россию. Он создал мощную группу компаний "Дженти", которой принадлежало несколько десятков предприятий на белорусском рынке, включая Белорусский народный банк. Сметанин стал одним из акционеров  крупного транспортного предприятия Москвы "Первого автокомбината им. Краузе",и продав  непрофильные активы, сосредоточился на международных автоперевозках. Группа компаний "Дженти", в которую входит около десятка предприятий, является одним из лидеров отрасли в Беларуси и России.
Ежедневник (Беларусь)