По данным "Анализа рынка железнодорожных грузовых перевозок в России", подготовленного BusinesStat в 2014 г., в 2013 г. объем перевезенных железнодорожным транспортом грузов в России снизился на 2,8% и составил 1381 млн тонн.
В последнее время наблюдается отток грузов на автомобильный транспорт. Причиной является жесткость предварительного планирования по месяцам и недостаточная клиентоориентированность предприятий отрасли железнодорожных грузоперевозок. По сравнению с железнодорожниками предприятия автомобильных грузоперевозок гораздо больше ориентированы на клиента и применяют гибкий подход к заказам.
Основную часть перевезённых железнодорожным транспортом грузов в России в 2013 г. составляют каменный уголь, а также нефть и нефтепродукты. На долю данных видов грузов приходится 25,1% и 20,2% соответственно. Сырьевые товары играют важную роль в экономике России, составляя значительную долю ВВП.
В 2013 г. численность предприятий отрасли в России составила 580 организаций. В стране 83,3% предприятий отрасли железнодорожных грузовых перевозок имеют частную форму собственности.
В последние годы в отрасли железнодорожных грузовых перевозок были проведены реформы. Изменения коснулись сегмента оперирования вагонным парком, где была проведена либерализация и допущен частный капитал. Развитие частной операторской деятельности - предоставление вагонов под перевозку грузов - способствовало развитию конкуренции, росту инвестиций в отрасли и обновлению грузового парка.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и Министерства транспорта РФ.
РБК. Исследования рынков