Процесс создания ОАО "ГЛОНАСС", которому с начала 2015 года предстоит обслуживать систему экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, застопорился из-за межведомственных разногласий. На управление ОАО "ГЛОНАСС" претендуют Минтранс и Росимущество, которые никак не могут согласовать позиции.
- На сегодняшний день сохраняются разногласия между Минтрансом и Росимуществом по поводу управления ОАО "ГЛОНАСС" от лица государства, - рассказал "Известиям" директор департамента программ развития Минтранса Алексей Семенов. - Мы считаем, что функции собственника должно выполнять Министерство транспорта, потому что область ведения данной компании лежит в сфере транспорта. В Росимуществе считают, что управление должны осуществлять они. Если в самое ближайшее время противоречия снять не удастся, проект постановления о создании ОАО "ГЛОНАСС" будет вноситься в правительство с разногласиями. И тогда уже в Белом доме решат, кто будет курировать компанию. В любом случае ОАО необходимо учредить до 1 января следующего года.
В распоряжении "Известий" есть копия проекта постановления правительства "О создании акционерного общества "ГЛОНАСС" в варианте, предлагаемом Минтрансом. В нем речь идет о полном контроле процессов со стороны профильного министерства: полномочия общего собрания участников ОАО осуществляются Минтрансом, члены совета директоров голосуют по директивам Минтранса.
В Росимуществе и курирующем это ведомство Минэкономразвития инициативу Минтранса не поддерживают.
- Вопрос передачи полномочий Росимущества по осуществлению прав акционера в отношении организаций с государственным участием иным федеральным органам исполнительной власти требует существенных обоснований с учетом выстроенной внастоящее время системы управления организациями с государственным участием, - прокомментировала ситуацию помощник главы Минэкономразвития Елена Лашкина. - Представляется целесообразным правами акционера от имени Российской Федерации в отношении ОАО "ГЛОНАСС" наделить Росимущество. ОАО "ГЛОНАСС" создается путем учреждения. А в соответствии с положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом именно Росимущество выступает от имени Российской Федерации учредителем создаваемых с участием государства юридических лиц.
Владимир Путин поручил правительству разработать план развития ОАО "ГЛОНАСС" в июле 2014 года, готовить документы было поручено Минтрансу. Времени на решение организационных вопросов осталось мало: с начала 2015 года начинает штатную работу система ЭРА-ГЛОНАСС, ее инфраструктуру должно получить ОАО "ГЛОНАСС", когда будет сформировано. Это будет компания со специальным режимом функционирования, имеющая в распоряжении детальные данные о передвижениях всех транспортных средств России. На основе уникальной инфраструктуры контроля над миллионами автомобилей, как ожидается, будет расти бизнес, главным образом страховые сервисы и решения по дополнительной безопасности.
В Минтрансе уверяют, что ЭРА-ГЛОНАСС начнет работать вовремя и дискуссии между ведомствами тому не помеха.
- Задержек с началом работы системы не будет, потому что она уже работает, - говорит Алексей Семенов. - У меня было совещание по завершению госконтрактов, и я могу сказать: опытная эксплуатация ЭРА-ГЛОНАСС завершена, система работает в штатном режиме на сто процентов. Все работы идут строго по графику, и с 1 января 2015 года система будет полностью введена в эксплуатацию. Как только ОАО "ГЛОНАСС" будет создано, ему на баланс будет передана готовая и уже работающая система.
В ближайшие недели должен решиться вопрос и о том, кто возглавит ОАО "ГЛОНАСС". Источник в Роскосмосе назвал трех рассматриваемых претендентов на должность руководителя новой компании: бывший глава департамента науки, промышленной политики и предпринимательства столиной мэрии Алексей Комиссаров, глава некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александр Гурко и бывший директор "Комстара" Сергей Приданцев.
Гурко и Комиссаров от комментариев воздержались. Приданцев предположил, что его кандидатура вставлена в список "для набора", подчеркнув, что предметных переговоров о назначении в ОАО "ГЛОНАСС" он не вел.
Минтранс поддерживает кандидатуру Гурко как человека, который систему ЭРА-ГЛОНАСС задумывал, создавал, соответственно, он лучше других понимает, чем предстоит руководить. Но вопрос о назначении руководителя ОАО "ГЛОНАСС", возможно, будет решаться на более высоком уровне. Источник в Роскосмосе допускает, что в процессе согласования кандидатуры на должность главы ОАО "ГЛОНАСС" скажется влияние "Ростеха". В сентябре этого года Росавтодор и дочерняя структура "Ростеха" - "РТ-инвест транспортные системы" (РТИТС) - подписали концессионное соглашение о создании и эксплуатации системы взимания платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам. Инфраструктура системы ЭРА-ГЛОНАСС позволит получать для этого процесса все необходимые данные. Потому логично ждать от "Ростеха" интереса к новой и весьма существенной инфраструктурной единице.
В пресс-службе "Ростеха" ситуацию не прокомментировали.
Известия