← Автосервис, запчасти, шины

Минэкономразвития РФ рекомендует шинным производителям оспорить антидемпинговые пошлины в Бразилии

В Минэкономразвития РФ заявили, что антидемпинговые пошлинына ввоз российских грузовых шин в Бразилии были приняты без учета всех релевантных факторов
В конце прошлого года правительство Бразилии повысило на 72,4% ввозные таможенные пошлины для грузовых и автобусных шин российского производства (размеров 20, 22 и 22,5). В ходе расследования бразильцы решили, что российские компании демпинговали на рынке страны. При этом шинники ожидают, что следующими под заградительные пошлины попадут покрышки для легковых авто, которые Россия пока еще свободно поставляет в Бразилию.
"Бразилия в соответствии с нормами национального законодательства инициировала в июне 2013 года антидемпинговое расследование в отношении импорта шин для грузовых автомобилей и автобусов. В рамках этой процедуры наряду с поставками из Российской Федерации исследовался импорт из Японии, Южной Кореи, ЮАР и Тайваня. Иска в ВТО не было, это обычная антидемпинговая процедура, проведение которой регламентировано национальным законодательством и правилами Всемирной торговой организации, - сообщила пресс-секретарь Минэкономразвития России Елена Лашкина.
По словам г-жи Лашкиной, антидемпинговые пошлины, установленные бразильской стороной по результатам расследования, составили для российских поставщиков 2 933 доллара за тонну (или плюс 72,4%). Исключение сделано для ОАО "Кордиант" - пошлина поднялась лишь на 27,6%, до 1 097 долларов за тонну. Для шин из Японии пошлины повышены на 85,9% (для компании Sumitomo - 39,4%), Южной Кореи - на 43,8% (Kumho - 7,1%, Hankook - 39%), ЮАР - на 41,5%, Таиланда - на 12,8%, с Тайваня - на 17,9%.
В каждом отдельном случае пошлина рассчитывалась индивидуально в зависимости от себестоимости производства. Активное участие в расследовании заинтересованных компаний помогает защититься от заградительных пошлин либо снизить их величину. Из российских компаний в расследование участие принял только "Кордиант".
"Как и в любом расследовании в рамках ВТО, каждая компания может участвовать в ходе всего процесса. Соответственно, "Кордиант" участвовал и для него установлена пошлина 27,6%", - рассказал начальник отдела по взаимодействию с органами госвласти "Кордианта" Антон Акимов.
Разбирательство в Бразилии было инициировано местной Ассоциацией производителей шин (ANIP), в которую наряду с мировыми производителями (Goodyear, Bridgestone, Continental, Michelin, Pirelli), построившими заводы в стране, входят и местные компании (Levorin, Rinaldi, Maggion, Tortuga).
"Было подано заявление от лица шести местных производителей, на основании исходных данных об экономике производства трех из этих компаний и шло сравнение импортного и местного товара, - говорит г-н Акимов. - Для расследований такого плана необходимо наличие трех обстоятельств: первое - наличие собственно самого демпинга, которое определяется по разнице цен внутри страны производителя и страны реализации; второе - ущерб или угроза ущерба отрасли национальной экономики; причинно-следственная связь между двумя вышеназванными факторами. В "Кордианте" убеждены, что для сравнительного анализа были специально выбраны предприятия с плохой экономикой".
Бразилия импортировала в 2014 году, в общей сложности 27,2 миллиона шин, из них 20,2 миллиона покрышек (74,2%) пришлось на чистых импортеров, а 7 миллионов штук (25,8%) - на иностранные компании, имеющие заводы в Бразилии.
По данным Федеральной таможенной службы России (ФТС), в 2014 году РФ экспортировала в Бразилию каучук, резину и изделия из них в общей сложности на сумму 488 миллионов долларов. Из числа всех шинных заводов России в Бразилию свои шины поставляли в 2014 году завод "Кордиант" (принадлежит менеджменту компании во главе с Вадимом Гуриновым), Нижнекамский завод шин ЦМК (принадлежит "Татнефть-Нефтехим") и Воронежский шинный завод (совместное предприятие "Ростеха" и Pirelli). Ранее "Кордиант" сообщал, что ежегодный экспорт в латиноамериканскую страну приблизился к 60 тысячам штук, а компания "Нижнекамскшина" озвучивала объемы в 30-35 тысяч в год. В компании Pirelli заявили, что поставки из России в Бразилию в настоящий момент не ведутся.
Бразильский рынок представляет чрезвычайный интерес для производителей из-за особенности страны: в стране очень плохо развит железнодорожный транспорт, и основные перевозки - как пассажирские, так и грузовые - приходятся на автотранспорт.
Антидемпинговый кодекс ВТО существует с 1994 года, каждая страна - член ВТО выстраивает свое законодательство в соответствии с ним. Однако можно сделать очень либеральное законодательство, а можно очень четкое и жесткое. В Бразилии это законодательство довольно либеральное, что позволяет многие вещи трактовать в свою пользу, потому что целые пласты норм просто не прописаны, констатируют эксперты.
"К примеру, всю шинную продукцию при расследовании переводили в тонны, что нелогично - ведь покрышки покупают не в развес, а штуками. А для нас это был существенный минус, потому что мы в первую очередь экспортируем в Бразилию шины с цельнометаллическим кордом (ЦМК), поэтому у нас получилось плюс 10-15 кг с каждой покрышки по сравнению с другими импортерами. Для бразильцев, разумеется, так просчитывать было выгодно, потому что так антидемпинговая маржа <максимальная величина повышения таможенной пошлины> становится еще больше", - объяснил г-н Акимов.
Минэкономразвития России также указывает на не совсем объективные аспекты расследования, которые в итоге закрывают рынок для российских шинников.
"Мы считаем, что бразильская сторона не учла все комментарии, которые были представлены и Минэкономразвития России, и российским экспортером в адрес уполномоченного органа (министерства развития, промышленности и внешней торговли Бразилии). В настоящей ситуации наиболее приемлемым вариантом видим рекомендацию российским экспортерам инициировать пересмотр меры через год после ее введения для снижения размера демпинговой маржи, - подчеркнула г-жа Лашкина. - Это окажет негативное влияние на продолжение поставок шин из России в Бразилию".
"Если Россия сочтет, что антидемпинговое расследование является несправедливым, мы можем обратиться с жалобой в ВТО и оспорить эту пошлину", - говорит профессор мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Дмитрий Портанский.
Впрочем, вслед за заградительными пошлинами для грузовых шин следом пойдут пошлины на покрышки для легковых автомобилей, уверены шинники.
"Пока эта информация ходит на уровне слухов. Но есть большая доля вероятности полагать, что это расследование будет запущенно", - сказал г-н Акимов.
Колеса.ру