Как стало известно "Ъ", Минтранс намерен существенно увеличить финансирование системы экстренного реагирования при ДТП ЭРА-ГЛОНАСС, эксплуатация которой началась в 2015 году. По оценке ведомства, в ближайшие три года на развитие и поддержку системы потребуется 2,5 млрд руб., хотя еще год назад государство было готово потратить на нее только 1,35 млрд руб. Увеличение финансирования объясняется изменением курса валюты и необходимостью модернизации оборудования.
Минтранс 8 июля направил в правительство обоснование цены госконтракта по обеспечению функционирования и эксплуатации системы ЭРА-ГЛОНАСС в 2015-2017 годах. Согласно документу (есть у "Ъ"), эта работа потребует 2,5 млрд руб. из госбюджета. Из этих средств 1,04 млрд руб. потребуется на аренду технологических помещений, оплату услуг связи для передачи экстренных вызовов и аренду основных и резервных каналов связи; еще 787 млн руб. запланировано на мониторинг функционирования подсистем, сервисную, техническую поддержку и ремонт оборудования подсистем, настройку, конфигурирование и техподдержку программного обеспечения. На замену, настройку и конфигурирование элементов инфраструктуры системы потребуется 641 млн руб., на сопряжение ЭРА-ГЛОНАСС и системы-112 необходимо 20,1 млн руб., а на поддержку пользователей ЭРА-ГЛОНАСС - 29 млн руб.
Таким образом, инвестиции в ЭРА-ГЛОНАСС могут удвоиться. "Дорожная карта" по развитию ЭРА-ГЛОНАСС, утвержденная правительством в середине 2014 года, предусматривала инвестиции на 2015-2017 годы в размере 1,35 млрд руб. И на текущий момент государство уже потратило на ЭРУ-ГЛОНАСС более 4 млрд руб. из госбюджета.
В Минтрансе не ответили на вопрос "Ъ", почему объем расходов на ЭРА-ГЛОНАСС предлагается увеличить. Представитель некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (НП ГЛОНАСС), которое является разработчиком системы, сообщил "Ъ", что стоимость эксплуатации ЭРА-ГЛОНАСС выросла из-за изменения валютного курса. "Также повышение расходов возникает из-за необходимости соответствия новым требованиям закона "О государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС", касающимся обеспечения достоверности информации о ДТП, получаемой системой от устройств вызова экстренных оперативных служб при аварии. Часть оборудования для системы ЭРА-ГЛОНАСС закупалась в 2009-2010 годах и сейчас нуждается в модернизации",- рассказали в НП ГЛОНАСС.
Как следует из переписки Минтранса с Минфином и Минэкономики, эти ведомства пока не получали обоснование цены контракта по развитию ЭРА-ГЛОНАСС. Но еще минувшей осенью государство рассчитывало найти деньги на систему в карманах частных инвесторов. Как сообщал "Ъ" 8 октября 2014 года, заместитель главы Минфина Андрей Иванов предлагал привлечь в капитал создающегося АО ГЛОНАСС российских сотовых операторов, например МТС, "Вымпелком" или "МегаФон". Тогда же Андрей Иванов предлагал прорабатывать вопросы дополнительного бюджетного финансирования ЭРА-ГЛОНАСС "с учетом предполагаемого наличия доходов от коммерческого использования системы", которая должна выйти на самоокупаемость в 2018 году. Господин Иванов в пятницу не ответил на звонок.
Промышленная эксплуатация ЭРА-ГЛОНАСС началась в России в 2015 году. Согласно техрегламенту Таможенного союза "О безопасности колесных средств", с 1 января 2015 года новые модели автомобилей N (грузовые), впервые проходящие процедуру одобрения типа, должны оснащаться терминалами вызова экстренных оперативных служб. С 1 января 2017 года это требование действует в отношении всех новых автомобилей, поступающих в продажу или импортированных в Таможенный союз. Данный регламент подписан Россией, Белоруссией (разрабатывает аналогичную систему ЭРА РБ) и Казахстаном (система ЭВАК) в январе 2013 года. При этом в конце 2014 года, как сообщал "Ъ", Белоруссия и Казахстан обращались в Евразийскую экономическую комиссию с сообщениями о неготовности своих систем экстренного реагирования и просили передвинуть сроки их внедрения.
Коммерсантъ