В связи со сложившейся конъюнктурой рынка по итогам 2015 года ожидается снижение объема перевозок нефтяных грузов по сети российских железных дорог по сравнению с 2014 годом на 2%, говорят в АО "ФГК". Неблагоприятному тренду способствует сразу несколько факторов. "К ним относятся введение санкций в отношении российских нефтегазовых компаний, резкое снижение цен на нефть во второй половине 2014 года и девальвация национальной валюты. Все это вынудило ряд компаний сократить инвестиционные планы и пересмотреть проекты", - комментирует заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО "ФГК" Юлия Лощакова.
Кроме того, с 1 января 2015 года в России вступил в силу налоговый маневр, оказывающий неблагоприятное воздействие на работу нефтеперерабатывающих заводов. Данный подход должен привести к увеличению экспортных поставок нефти в ущерб развитию переработки, маржа от которой снижается. В результате этого у заводов резко упала рентабельность переработки, что уже привело к сокращению их планов по выпуску нефтепродуктов. Еще одним фактором стало повышение железнодорожных тарифов, которое привело к росту транспортных расходов, в результате чего такие компании, как "Газпром нефть" и "Лукойл", планируют сократить долю перевозок по железной дороге, переключив поставки на трубопроводный и морской транспорт.
"Также с сентября 2015 года введен в эксплуатацию отвод от магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" до Хабаровского НПЗ, в результате чего часть объемов продукции переключится с железнодорожного на трубопроводный транспорт", - добавила Ю. Лощакова. По ее прогнозу, учитывая долгосрочную Программу стратегического развития ОАО "АК "Транснефть"" по развитию трубопроводной системы, нужно ожидать дальнейшего падения доли нефтяных грузов в объемах железнодорожных перевозок.
РЖД-Партнер