← Логистика, грузы

При доставке грузов в удаленные регионы необходимо тщательно продумывать всю логистическую цепочку - мнение

Зульфа Халилова, советник генерального директора по горнопромышленным проектам компании STEP. Когда речь идет об удаленных проектах одним из важных факторов, которые влияют на стоимость и сроки строительства, является транспортная доступность: наличие автомобильных дорог и железнодорожного сообщения, возможность круглогодичного или сезонного завоза материалов и оборудования. Поэтому при доставке грузов в удаленные регионы необходимо было тщательно продумывать всю логистическую цепочку: учитывать необходимость временного складирования, увеличение времени погрузки-разгрузки, а также личностный фактор смежников (их расторопность и ответственность). Все это может привести к непредвиденным расходам и потере времени.  
В большинстве регионов строительства горных объектов никакой материальной базы, включая инертные грузы (песок и щебень), практически нет. Все приходится завозить с нуля: цемент, металл, оборудование, кирпич и т. д. Сроки доставки зависят от погодных условий, километража и количества перегрузок и достигают порядка нескольких месяцев. Однако грамотно выстроенная логистика позволяет сделать строительный процесс прогнозируемым.
Для удаленных проектов мы часто используем пароходы класса "море", "река-море", а также автотранспорт там, где ему нет альтернативы (бортовой, длинномеры, бензовозы, самосвалы и т. д.). Так, для Бурятии и материковой зоны актуальны прежде всего железнодорожные перевозки, которые оказываются дешевле автотранспорта. В Хабаровском крае, стройматериалы и оборудование отправлялись грузовыми баржами из речных портов Хабаровска или Благовещенска до порта река-море г. Николаевска-на-Амур, с последующей перегрузкой на автотранспорт. Доставка в другие регионы (Магадан, Камчатка, Чукотка) осуществлялась пароходами класса "Пионер" - морские грузовые пароходы, которые и везли груз до портов назначения. Далее подключался грузовой автомобильный транспорт, который доставлял все необходимое до площадок строительства.
STEP работал с ОАО "РЖД" и ООО "ЖелДорЭкспедиция" на тех участках, где можно было использовать ж/д транспорт. Плюсы работы с железнодорожниками - абсолютная определенность с объемами, сроками доставки, ее стоимостью, а также временем разгрузки.
В ряде случаев удавалось сократить расходы на доставку за счет того, что груз помещался в контейнеры. Это также обеспечивало должную сохранность груза. Однако не менее важна была и грамотная логистика (подбор кратчайшего пути, сокращение как количества перегрузок, так и времени их простоев). Планирование маршрутов в ряде регионов значительно усложняется в зависимости от времени года, типа и объема груза, места назначения и других факторов. В каждом конкретном случае нам удавалось подбирать наименее затратную схему доставки, которая позволяла уложиться в заявленные сроки строительства. Часто приходилось организовывать мультимодальные маршруты. Это позволяло STEP снизить расходы на транспортировку до 25-30%.
РЖД-Партнер