← Логистика, грузы

Южная Корея отказалась получать грузы из России через северокорейский порт

КНР становится единственным получателем грузов из России, экспортируемых через железнодорожную линию Хасан-Раджин, после того как о выходе из проекта в связи с санкциями против КНД объявила Южная Корея, сообщает газета "Коммерсант".
Оператором проекта Хасан-Раджин является совместное предприятие "РасонКонТранс", зарегистрированное в КНДР: порту Раджин в нем, по данным самой компании, принадлежит 30%, "Торговому дому РЖД" - 70%. В 2008-2013 годах РЖД  потратили 10,6 млрд руб. на модернизацию участка железной дороги Хасан-Туманган-Раджин протяженностью 52 км и строительство отгрузочного терминала в раджинском порту. Организацией экспортных перевозок через КНДР занята другая "дочка" холдинга - "РЖД Логистика".
Фактически проект Хасан-Раджин заработал лишь в 2015 году: за прошлый год через Раджин удалось перевалить порядка 1,2 млн т российского угля, доставляемого по железной дороге (проектная пропускная способность  магистрали - 7-8 млн т в год). Это 94% от грузооборота железнодорожного погранперехода между Россией и КНДР, но на Южную Корею в обороте порта, признали в РЖД в начале марта, пришлись лишь тестовые отправки угля и "пробная перевалка контейнеров с бутилированной водой из Китая".
Изначально в Раджине планировалось развивать контейнерные транзитные перевозки в страны АТР, но затем стратегия изменилась - порт переориентировали на перевалку угля. Сейчас уголь с Дальнего Востока идет в Китай по железной дороге через погранпереходы Махалино-Хуньчунь и Гродеково-Суйфэньхэ, объемы перевалки суммарно сопоставимы с объемами, идущими через Раджин. Теперь единственным  получателем транспортных услуг в рамках проекта остаются китайские импортеры российского угля.
Источник "Ъ" в железнодорожной отрасли отмечает, что не так давно "РЖД Логистика" совместно с "Трансконтейнером" разработали проект по доставке контейнеров из Китая в Россию транзитом через Северную Корею. Запуск сервиса намечался на 2016 год. Согласно разработанной схеме, контейнеры из Шанхая пойдут до северокорейского порта Раджин морем, затем по железной дороге через пограничный переход Туманган-Хасан и далее по Транссибу до Москвы.
Отказ Сеула от участия в проекте - это прежде всего политический шаг, замораживающий переговоры о возможном вхождении южнокорейских компаний в СП, эксплуатирующее  линию Хасан-Раджин, считает источник на логистическом рынке.
Коммерсантъ