← Склады и грузовые терминалы

Все участники строительства ТЛК "Южноуральский" подали друг к другу иски за долги

Арбитражный суд Челябинской области назначил к рассмотрению сразу несколько исков от субподрядчиков амбициозного проекта челябинских властей - транспортно-логистического комплекса (ТЛК) "Южноуральский". Заявления на общую сумму более 200 млн руб. поданы к генподрядчику проекта - краснодарской компании "Энекс". Последняя сама взыскивает с собственника ТЛК - ООО "Ресурс" (Москва) - более 180 млн руб. "Ресурс" готовит к "Энексу" встречный иск на сумму более 150 млн руб. У сторон претензии друг к другу по качеству и объему работ. Собственники заявляют, что запуску проекта судебные иски не мешают. Эксперты указывают на необходимость финансовой поддержки проекта властями.
С начала марта в арбитражный суд Челябинской области несколько субподрядчиков строительства ТЛК "Южноуральский" подали иски о взыскании долгов с генподрядчика проекта компании "Энекс" (Краснодар). Требование о взыскании 123,4 млн руб. зарегистрировано от ООО "Компания Аспект", "Техзащита" подала иск на 23 млн руб., ООО "Стром" - на 8,3 млн руб. Заседания по этим искам назначены на май. С прошлого года готовятся к рассмотрению еще несколько исков - ООО "Стайер" (требует 2,4 млн руб.), ООО "Стройотряд" (12 млн) и "Уралгазавтоматика" (7,4 млн). Вчера прошло заседание по заявлению ООО "Реалсервис", которое с начала этого года увеличило сумму претензий с 33,3 до 44,3 млн руб. Суд отложил заседание до 10 мая.
Проект ТЛК презентовали в июне 2012 года, ему приписывали важную роль в создании "Нового шелкового пути", который должен был открыть китайским инвесторам дорогу через Казахстан в Россию и далее в Европу. Его стоимость оценивалась в 6,8 млрд руб. Реализуется на средства частных инвесторов. В прошлом году была запущена первая очередь ТЛК. По планам инвесторов, терминал сможет принимать 2,5млн тонн грузов в год с перспективой увеличения объема в четыре раза. ТЛК занимает 180 га и представляет собой железнодорожный контейнерный терминал, склады на 82 тыс. кв. м с перспективой увеличения до 450 тыс. кв. м.
Вчера в компании "Энекс" "Ъ" пояснили, что всего работ по ТЛК было выполнено на сумму более 5 млрд руб. "В связи с уклонением заказчика (ООО "Ресурс") от части оплат, компания не может изыскать средства, чтобы рассчитаться с рядом субподрядчиков", - заявили в "Энекс". Компания подала заявление в краснодарский арбитражный суд о взыскании с "Ресурса" 187,2 млн руб., в том числе 32,86 млн задолженности по оплате выполненных работ, 149,9 млн суммы гарантийных удержаний. "Готовится к подаче еще два иска, в том числе и о взыскании с заказчика штрафных санкций", - пояснили в компании. Собеседники "Ъ" также уточнили, что долг "Ресурса" перед генподрядчиком выше, чем долги "Энекс" перед стройкомпаниями, однако затруднились назвать точные суммы. Ранее оценивали долг перед субподрядчиками в 400 млн, а задолженность ООО "Ресурс" в 500 млн руб. "К ряду субподрядчиков у нас есть свои претензии из-за качества выполненных работ, - пояснили в "Энекс". - Мы будем разбираться с каждым по отдельности: с какими-то компаниями планируем пойти на мировые соглашения и уже находим понимание с их стороны. Каким-то придется предъявить встречные претензии в суде".
Председатель совета директоров ООО "Ресурс" Сергей Копьев заявил "Ъ", что не намерен уклоняться от выполнения своих обязательств перед "Энекс", но настаивает на том, что работы были выполнены не в полном объеме. "Поэтому 150 млн гарантийного удержания не выплатили, - заявил господин Копьев. - Были сданы 18 объектов, однако не выполнены отделочные работы и работы по благоустройству территории ТЛК. Мы готовим ответную претензию, поскольку сумма недоделок оценивается в сумму гораздо выше 150 млн". По его словам, с апреля с ТЛК запустят железнодорожное сообщение с китайской провинцией Хубэй с периодичностью один состав на 50 грузовых контейнеров в неделю, а к концу года этот состав будет отправляться ежедневно.
"На мой взгляд, сработали риски обычного инвестпроекта в сфере логистики. Как только стали неочевидны денежные потоки от первой очереди комплекса, снизились и его перспективы в целом. Если же проблема заключается в рынке, и сейчас нет потребности в проекте, то тут даже деньгами не помочь. Хотя непонятно, почему власти не хотят поддержать проект финансами", - говорит член экспертной группы Агентства стратегических инициатив Свердловской области Александр Трахтенберг.
В региональном министерстве экономики, которое курирует реализацию проекта, на запрос "Ъ" не ответили.
Коммерсантъ