Среди железнодорожников-специалистов уже стало привычным, обсуждая проблемы автоматизации сортировочных станций, ссылаться на пример станции Лужская. Станция-автомат, работа по безлюдной технологии - все эти характеристики применимы именно к ней.
Да, безусловно, транспортно-логистический узел Лужская заметно выделяется благодаря тому, что там использовано сразу несколько передовых технологий мирового уровня. Но можно и нужно ли тиражировать это на всю сеть?
Проект станции Лужская создавался совместно с компанией Siemens. Но её технологии, по мнению многих специалистов, исходят из европейских условий грузовой работы станций - там меньшая по сравнению с нашей скорость роспуска составов при больших, чем у нас, межвагонных интервалах. Вспомним, вагоны европейского габарита меньше наших, и по осевым нагрузкам разница тоже есть. Да, технологии Siemens являют собой вершину западноевропейской системы управления процессом переработки вагонопотока, своего рода "топ-модель" их сортировочной станции. Но именно поэтому такая модель может работать в условиях достаточно жёстких ограничений. Сортировочная горка и подгорочные пути должны иметь расчётные высоты и уклоны, так же как планы и профили накопительных парков. Это приемлемо в случае строительства станции с нуля на свободных территориях. А существующие станции проще и дешевле модернизировать с применением российских технических средств и технологий.
И такая работа ведётся силами специалистов ОАО "РЖД" и отраслевых институтов. В начале 2000-х поэтапно были осуществлены грандиозные проекты реконструкции станции Бекасово-сортировочное. Позднее была проведена реконструкция станции Орехово-Зуево. И это то, чем можно гордиться.
"Комплексная система автоматизации управления сортировочным процессом КСАУ СП, которая там используется, разработана Ростовским филиалом ОАО "НИИАС" и является на сегодняшний день одним из самых современных устройств автоматики и телемеханики в организации процесса роспуска составов на сортировочных станциях" , - говорит заместитель генерального директора ОАО "НИИАС" Александр Шабельников.
Система КСАУ СП сертифицирована и серийно внедряется в соответствии с принятой в РЖД Программой развития сортировочных станций до 2025 года. Комплексная система уже внедрена на 19 сортировочных горках различной конфигурации и перерабатывающей способности, включая горки с параллельным роспуском.
У этой системы управления модульный принцип: она включает подсистемы управления надвигом и роспуском составов, маршрутами движения, скоростью скатывания отцепов, автоматизации компрессорных станций. Модульность КСАУ СП, помимо того, что позволяет найти оптимальный алгоритм автоматизации для конкретной сортировочной горки, даёт возможность проводить реконструкцию горок поэтапно, постепенно наращивая возможности автоматики. А это очень важно в условиях экономии инвестиционных средств. Рабочие места дежурного по горке ДСПГ и горочных операторов полностью модернизируются, здесь устанавливаются современные горочные пульты с большими эргономичными информативными дисплеями, на которых отображаются все технологические данные. Например, на автоматизированной сортировочной горке станции Красноярск-Восточный Красноярской дороги после модернизации роспуск составов осуществляется в "одно лицо", за пультом управления находится один оператор, а прирост объёма переработки вагонов на роспуске составил 113%. Эта горка-автомат представляет собой сложнейший комплекс электромеханических, пневматических, считывающих и следящих устройств, связанных единой системой управления. И теперь представьте - всё это создано, спроектировано, производится и эксплуатируется у нас в стране.
Заместитель начальника станции Орехово-Зуево Тимур Золотухин на вопрос, что им дала система КСАУ СП, ответил: "Увеличение скорости надвига позволило увеличить перерабатывающую способность горки примерно в 1,4 раза. С внедрением КСАУ СП и новой управляющей аппаратуры сокращён расход воздуха примерно в 2,5 раза, а соответственно, получена значительная экономия электроэнергии. Также важна минимизация влияния человеческого фактора при роспуске подвижного состава".
Но станции Красноярск-Восточный, Бекасово и Орехово-Зуево - это крупные сортировочные комплексы, известные на всю сеть. А нашим проектировщикам есть что предложить и для решения проблем сортировочных горок малой мощности. Там, кстати, до сих пор существует профессия "регулировщик скорости" отцепов. А ведь, по сути, это тот же тяжёлыйтруд "башмачника", как и сотню лет назад связанный с ежеминутным риском, браком в работе - повреждёнными вагонами, потерями груза. Ростовский филиал ОАО "НИИАС" разработал, изготовил и провёл испытания инновационной аппаратуры управления энергонезависимыми тормозными средствами специально для малых горок. Это позволяет получить целый набор ресурсосберегающих факторов, в ряду которых ликвидация травмоопасного труда регулировщиков скорости, сокращение числа случаев повреждения грузов и подвижного состава, устранение ползунов, образующихся при торможении с помощью башмаков. Помимо того, высокая точность торможения отцепов повышает качество заполнения путей сортировочного парка и сокращает объём маневровой работы.
Заместитель начальника отдела комплексных научно-технических проектов и инфраструктуры департамента технической политики ОАО "РЖД" Александр Евдокимов наблюдал работу системы КСАУ СП на "чётной" горке станции Иркутск. Вот что он нам рассказал:
- Оценить работу этой системы можно на уровне мировых стандартов, а по ряду параметров даже выше, это надёжность и безопасность роспуска, но главное - мы освобождаемся от ручного труда, из опасной зоны выводятся регулировщики скорости.
КСАУ СП действительно не уступает известным зарубежным системам автоматизации сортировочных процессов. А по скорости роспуска и точности регулирования скорости отцепов, возможности подстройки к особенностям горки и погодным условиям, диагностике работы оборудования эта система превосходит все известные аналоги. В ней применяются инновационные отечественные вагонные замедлители с длинной тормозной шиной, электронная многоступенчатая управляющая аппаратура и специальные алгоритмы плавного управления тормозными средствами. За счёт этого снижены расходы на электроэнергию, производство сжатого воздуха, затраты на обслуживание и ремонт замедлителей, сокращены затраты на осаживание отцепов. Но проектировщики не стоят на месте - в их планах разработка и изготовление новейшего напольного и постового оборудования, применение ресурсосберегающих и малолюдных технологий, новых алгоритмов и программ.
"Мы уже находимся на этапе создания "интеллектуальных сортировочных станций", - считает Александр Шабельников. Это не простая игра слов: возможности современной станции-автомата находятся за пределом управляющих возможностей человека-оператора. Их ввод - это вопрос не завтрашнего и даже не сегодняшнего дня, такие станции можно было строить, что называется, ещё вчера, уверен он, проблема только в финансировании работ. И Александр Шабельников знает, о чём говорит. Он ведь ещё "по совместительству" главный конструктор систем автоматизации станционных процессов, доктор технических наук, 30 лет отдавший созданию средств автоматизации железнодорожного транспорта.
Главный конструктор не мыслит себя в отрыве от своего небольшого, всего 60 человек, но очень дружного коллектива Ростовского филиала, о котором рассказывает с тёплой симпатией: "Всегда говорят, что наши люди любят технику, а нам надо любить людей". Наверное, на слиянии этих двух понятий и возникло то, что принято считать научной и конструкторской школой. В Ростове по-своему оценивают использование зарубежной технологии на станции Лужская: "Это для нас очень хороший опыт, там есть чему поучиться", - утверждает конструктор. Конкуренции он не боится, ведь на каждую зарубежную инновацию у отечественных разработчиков уже готов свой пропорциональный ответ. Примеры - пожалуйста, на самой станции Лужская. Под её безлюдную технологию специалисты НИИАСа разработали проект оборудования путей парка прибытия домкратовидными устройствами закрепления составов. В результате ростовская автоматическая система закрепления по стоимости оказалась в шесть раз дешевле той, что была заложена в китайском проекте, предложенном специалистами Харбинского исследовательского центра.
Решили наши специалисты и одну из самых острых проблем обеспечения безопасности. Они предложили свои решения по механизации и автоматизации роспуска гружёных вагонов-цистерн с пропан-бутаном и порожняком из-под этого взрывоопасного груза, который относится ко второму классу опасности и согласно правилам к роспуску на горке не допускается. В прошлом году они прошли тестовые испытания на вагонах-имитаторах, то есть на бочках с водой и с различной загрузкой, на сортировочной горке станции Орехово-Зуево. Так была доказана возможность и безопасность роспуска опасных грузов под управлением КСАУ СП.
Внедрение этой технологии предусмотрено на сортировочной горке станции Лоста Северной дороги, где уже ведутся строительно-монтажные работы. Это будет первый пример в мировой практике железных дорог. Поэтому, используя чужой опыт, не стоит забывать, что наши российские разработки и технологии могут быть лучше и уж, конечно, намного дешевле зарубежных.
Гудок