Дальневосточное морское пароходство (головная структура группы Fesco) вчера объявило о начале стратегического анализа структуры своего капитала в свете "макроэкономической ситуации в России и с учетом девальвации рубля". В частности, компания предупредила, что может принять решение об отсрочке выплаты процентов по некоторым финансовым обязательствам, в том числе по евробондам (выплата должна пройти 4 мая). В условиях падения рынка контейнерных перевозок и заметной долговой нагрузки Fesco (на 30 сентября 2015 года чистый долг - $784,4 млн) группа поменяет и стратегию, пишет "Коммерсантъ".
В Fesco входят Владивостокский морской торговый порт, железнодорожные операторы "Трансгарант" (100%) и "Русская тройка" (50%). 32,5% акций - у группы "Сумма" Зиявудина Магомедова, 23,8% - у GHP Group, 17,4% - у TPG, 4,9% - у East Capital.
Президент Fesco Александр Исуринс уточнил, что динамика рынка контейнерных перевозок крайне негативна, быстро снижаются и физические объемы (до 30% в год), и доходность. Сквозная ставка по маршруту Шанхай-Владивосток-Москва в январе 2013 года составляла $7 тыс. на 40-футовый контейнер, сегодня - $2,3 тыс., по маршруту Шанхай Петербург - $2,5 тыс. против нынешних $750-800. Группа начала оптимизацию - эффект составил $55 млн в 2015 году, как рассчитывает Исуринс, в этом году удастся добавить еще $20 млн.
В рамках новой стратегии, говорит глава Fesco, перемены должны коснуться парка вагонов. В марте компания уже закрыла сделку по передаче 6,1 тыс. полувагонов в долгосрочную аренду "Нефтетранссервису" и собирается сосредоточиться на профильном подвижном составе - фитинговых платформах и крытых вагонах. Fesco планирует обменять весь непрофильный парк в РФ (2 тыс. единиц) на эти типы вагонов, говорит Исуринс. Сейчас у группы около 1,6 тыс. крытых вагонов и 3,4 тыс. фитинговых платформ, она хочет добавить еще 1,5 тыс. единиц.
Также Fesco намерена увеличивать объем перевалки генеральных грузов в порту Владивостока, чтобы заместить падение контейнерооборота, и расширить логистические операции, в том числе в Китае - здесь, отмечает Исуринс, у группы наблюдается "двузначный рост" логистических операций. В России компания будет переходить к 3PL-логистике (организация перевозок "от двери до двери", обеспеченных не только собственными активами) - такие контракты у нее уже есть с "Запсибнефтехимом", "Русалом" и другими,- и развивать сегмент 4PL (полная организация логистики для клиента). Также Fesco хочет заняться экспедированием генеральных грузов и проектной логистикой для крупных строительных проектов (компания уже участвует в тендерах), в том числе в рамках "северного завоза".
Эксперты в отрасли оценили меняемый парк примерно в 1,5 млрд руб. Фокус на крытых вагонах и фитинговых платформах представляется им обоснованным с поправкой на изменившиеся требования грузоотправителей. Структура парка крытых вагонов "Трансгаранта" не оптимальна (собственный парк - 1065 единиц, в том числе 90% с объемом кузова 138, средний возраст - более восьми лет), что чревато потерей крупнейших клиентов, отмечают эксперты.
Коммерсантъ