← Таможня и ВЭД

АСОП не захотели слушать на заседании рабочей группы в АСИ

На заседании рабочей группы АСИ "Совершенствование таможенного администрирования", прошедшей 23 мая, представителей Ассоциации морских торговых портов, как стало известно ПРОВЭД, не стали слушать. АСОП просила не принимать во внимание предложение ФТС перевести тарифы стивидоров из валюты в рубли, а также снизить их в рамках дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования". Доводы АСОП не встретили поддержки у членов рабочей группы, представляющих терминалы, кроме этого, представителей Ассоциации обвинили в неисполнении принятых ранее обязательств.
ФТС знает, в чем кроется корень зла таможенного администрирования - в тарифах на погрузочно-разгрузочные операции стивидоров. По крайней мере, к такому выводу можно прийти, основываясь на том, что первым делом дополнить "дорожную карту" "Совершенствование таможенного администрирования" таможня предложила таким пунктом - снижение тарифов операторов терминалов и переводом их из валюты в рубли. Разумеется, данная инициатива идет бок о бок с наказом поднять позиции России в рейтинге Doing Business по параметру "Международная торговля", который, в числе прочего, учитывает полную стоимость проведения экспортной или импортной операции, а значит, включает и расходы на услуги стивидоров.
Ассоциация морских торговых портов обратилась к руководителю рабочей группы "Совершенствование таможенного администрирования" АНО АСИ Виталию Сурвилло с просьбой донести до всех членов рабочей группы, что предложение таможни нецелесообразно. "При осуществлении внешнеторговых сделок в рублях, в условиях роста курсов валют, <конвертация тарифов в рубли> неизбежно снизит доходы субъектов портового сектора экономики и повысит расходы, учитывая отсутствие на российском рынке оборудования и материалов, необходимых для производственной деятельности, что, в свою очередь, повлечет снижение налоговых поступлений в бюджет".
Кроме того в Ассоциации указывают, что переведенные в рубли тарифы придется постоянно пересматривать с учетом изменений курса, а это усложнит работу регулирующих и контролирующих государственных органов. Помимо этого, изменение валюты тарифов поставит в неравные условия отечественных операторов терминалов и зарубежных, поскольку нашим придется увеличивать издержки на конвертацию иностранных денежных средств, а это приведет к необходимости хеджирования рисков.
Право самостоятельно устанавливать тарифы на свои услуги стивидоры получали постепенно в 2013-2014 годах - Федеральная служба по тарифам, ныне переданная в ведение ФАС, постановила не применять ценовое регулирование деятельности в отношении 62 субъектов естественной монополии, оказывающих услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, услуги по предоставлению причалов в 25 морских портах.
Более того, действующее гражданское законодательство допускает возможность определять стоимость товаров (работ и услуг) любым денежным эквивалентом (отечественной валютой или валютой других государств по любому, согласованному сторонами курсу). Установление тарифов в иностранной валюте на услуги стивидоров продиктовано тем, что большая часть услуг - порядка 90% ? предоставляется оператором иностранным грузо- и судовладельцам.
Год назад в правительстве Санкт-Петербурга уже звучали предложения по переводу тарифов стивидоров в рубли, однако, разумеется, такая инициатива не нашла поддержки у операторов. Так, в Global Ports заявляли, что переход на рубли существенно не изменит стоимость морской доставки груза, поскольку портовые услуги составляют всего несколько процентов от совокупной стоимости такой поставки. По итогу цена для перевозчика и для конечного потребителя заметно не изменится, зато бюджет потеряет часть налоговых отчислений - выручка стивидоров так или иначе снизится при переходе на рубли.
Однако, что бы ни говорили члены АСОП, в рабочей группе с их позицией не согласились. Настойчиво оппонировала делегатам АСОП представитель рабочей группы Анастасия Чурсина, член правления гильдии "Гермес",  утверждавшая, что АСОП не исполняет принятые на себя обязательства, и обещавшая в доказательство прислать протокол одной из встреч. Ни от одной из сторон комментарий получить не удалось.
В итоге предложение таможни повлиять на стивидоров не исключено из повестки, а это дает основания думать, что вопрос будет поднят снова. Однако после случившейся перепалки нельзя быть уверенным в том, что представители АСОП вновь посетят заседание в АСИ.
ПРОВЭД