← Коммерческий транспорт

В Ульяновске российско-китайскому производителю грузовиков и автобусов грозит банкротством

В отношении российско-китайского производителя грузовиков и автобусов "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" (Ульяновск) может быть начата процедура банкротства. Предприятие, о котором власти региона говорили как об очень перспективном, не может расплатиться с долгами. По мнению экспертов, финансовые проблемы завода стали следствием сильнейшего падения продаж легких и среднетоннажных автомобилей линейки BAW, а одной из причин этого стало слишком высокое ценовое предложение.
Арбитражный суд Ульяновской области в конце июня принял к рассмотрению заявления двух компаний к расположенному в Ульяновске российско-китайскому заводу ООО "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн", производящему легкотоннажные (LCV) и среднетоннажные грузовики, а также автобусы линейки BAW.?Следующее заседание арбитража, где дело будет рассматриваться уже по существу, назначено на 19 июля.
Заявления о банкротстве подали ООО "Техномир" (Ульяновск, продажа автодеталей) на сумму долга в 751 тыс. рублей и ООО "Автосистема" (г. Дзержинский Московской области, торговля автодеталями, компания в стадии ликвидации) - на сумму в 4,4 млн рублей. Суммы в сравнении с объемами выручки завода совсем небольшие, однако в декабре и сентябре 2015 г. арбитраж уже удовлетворил иски "Техномира" и "Автосистемы" о возврате этих долгов, но средства, судя по всему, не были выплачены. Кроме того, в конце мая арбитраж удовлетворил иск "Актив Банка" (Саранск) к "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" о взыскании долга по кредитному договору в сумме 133,7 млн рублей через продажу с публичных торгов недвижимого имущества, находящегося в залоге.
ООО "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" с уставным капиталом в 548 млн рублей зарегистрировано 1 июня 2011 г. Согласно данным Kartoteka.ru, его участники - ООО "Лайн" (50?%), Baic International Corporation (8?%) и Пекинский Автомобильный завод Beijing Automobile Works Co., ltd. В свою очередь, главным участником ООО "Лайн" (99?%) является "Просперос Инвестхолдингз Лиметед" (ранее эта доля принадлежала ныне ликвидированному ООО "Стрит", учрежденному "АМС-Авто", которое, в свою очередь, принадлежало сначала создателю известного ульяновского холдинга "АМС-Групп" Сергею Полбину, а с мая 2016 г.?- его партнеру Сергею Андрианову, владельцу компаний "АМС-Автолюкс", "АМС-Ресурс" и др.). По данным Росстата, если в 2013 году выручка завода составила 1,27 млрд рублей, то в 2014 году - 549 млн рублей, чистая прибыль по итогам 2014 года - 1,9 млн рублей при кредиторской задолженности в 1,08 млрд рублей (дебиторская - 342 млн рублей). Производство LCV BAW 33463 Tonik и автобусов BAW 2245 Street завод начал еще в 2010 году. В 2013 году приступил к выпуску автобуса собственной разработки междугороднего класса BAW Express. В 2015 году начато производство перспективного газового грузовика с российским двигателем ЗМЗ и би-топливной версии городского автобуса. Планировалось, что предприятие достигнет проектной годовой мощности в 25 тыс. автомобилей в 2016 году.
Стоит заметить, что проблемы у ряда предприятий, входивших в "АМС-Групп" (ЗАО "Холдинговая компания "АМС-ГРУПП" ликвидировано в январе 2012 г. по решению учредителей Сергея Полбина и Александра Елюкина, разделивших бизнес), начались еще ранее. В августе 2015 года входившее в холдинг ОАО "Автодеталь-Сервис" (производство автокомпонентов) было признано банкротом с объявлением конкурсного производства и ликвидацией. В марте 2016 года, по заявлению ОАО "Ульяновскэнерго", объявлена процедура наблюдения и во входившем в холдинг ООО "Автодеталь-Сервис".
Получить пояснения руководства "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" не удалось - гендиректор завода Андрей Лукьянов в течение двух дней был для комментариев недоступен. "А кроме него все равно никто не сможет прокомментировать ситуацию",?- объяснили в приемной гендиректора.
В правительстве региона в курсе ситуации, однако говорить что-либо о дальнейших перспективах завода отказались. Гендиректор АО "Корпорация развития Ульяновской области" (100?% в собственности региона, занимается привлечением инвестиций и развитием инвестпроектов) Сергей Васин лишь отметил, что "дела у завода и вправду обстоят не лучшим образом, и это во многом связано с общей ситуацией на рынке грузовых автомобилей".
Мнение господина Васина подтверждают и данные статистики. Ведущий аналитик агентства "АВТОСТАТ" Алексей Муханов отмечает, что "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" по продажам просел значительно сильнее рынка - по итогам 2015 года, продажи моделей BAW полной массой до 3,5 тонн сократились на 61?% (222 автомобиля), в то время как весь рынок LCV упал только на 34?%. Продажи новых среднетоннажных грузовиков в России упали на 32?%, а линейки BAW - на 60?% (72 машины). По итогам 5 месяцев 2016 года, BAW удалось реализовать только около 40 новых LCV и менее десятка среднетоннажных грузовиков. Что касается их автобусов, то в 2015 и в 2016 годах отмечались только штучные продажи новой техники.
В свою очередь, аналитик инвестхолдинга "Финам" Алексей Калачев отмечает, что "продукция "БАУ-РУС" сегодня серьезно проигрывает, в первую очередь, из-за ценового предложения", и девальвация рубля сработала не в пользу российско-китайского предприятия, которое, видимо, использует немало импортных комплектующих. "Сегодня легкие и средние коммерческие автомобили от ГАЗа вообще вне конкуренции. Если у BAW автомобиль стоит 860 тысяч рублей, то сопоставимая модель ГАЗа - 740 тысяч, а УАЗа - вообще 550 тысяч рублей. А в сравнении с иностранными моделями BAW, если и выигрывает в цене, то проигрывает в соотношении цена-качество",?- считает аналитик.
"Учитывая, насколько упали продажи BAW в сравнении с 2013 годом, когда было реализовано 1,3 тысячи новых LCV и почти 300 среднетоннажных грузовиков, финансовые проблемы завода стали логичным развитием событий",?- добавляет Алексей Муханов.
Коммерсантъ