Девелоперы складской недвижимости ищут новые модели реализации своих проектов для удержания прибыли. О некоторых из них компании рассказали на тематической дискуссии форума Proestate.
Последние годы на рынке складской недвижимости развивалась модель строительства складов для конечного заказчика (built-to-suit), ориентированная прежде всего на крупных заказчиков. Теперь, когда крупных клиентов становится меньше, девелоперы складской недвижимости ищут финансовые инструменты, которые помогут привлечь средний бизнес.
Ольга Миронова, коммерческий директор Dega Group, рассказала, что компания сейчас предлагает две новые модели для клиентов, которые испытывают финансовые трудности.
"Одна модель очень хорошо пошла, мне кажется, что это будущее складского рынка в ближайшие 5-10 лет, - это лизинг недвижимости, модель rent-to-own. Она предполагает, что арендные платежи засчитываются в счет покупки. Это очень удобная схема, она идет и у производственников, и у складской недвижимости", - пояснила Ольга Миронова.
Вторая модель, которую запустила компания, - это участие в акционерном капитале компаний-арендаторов комплекса, она касается прежде всего производственных компаний. "Мы заходим своими деньгами в сам бизнес, становимся акционерами компании. Становясь совладельцами, мы и обговариваем, что через 3 года мы начинаем выходить из капитала с прибылью", - рассказала Ольга Миронова.
Схему лизинга использует и PNK Group. "Лизинг отличная схема, мы ее тоже практикуем, запустили недавно и видим отклик какой-то сумасшедший, - согласился с коллегой генеральный директор PNK Group Олег Мамаев, - это хороший рабочий инструмент для целого сегмента клиентов".
Кроме этого инструмента PNK также запустила продажу складских блоков в своих объектах, рассчитывая на привлечение среднего бизнеса. Блоки продаются по сниженной стоимости за счет того, что они расположены в больших комплексах. "Это позволяет на предоставлять блоки практически по цене ниже генподряда. Не всем нужны объекты built-to-suit, глядя на мировой опыт, мы видим, что огромному количеству клиентов нужны просто базовые, качественные, достаточно дешевые решения, - говорит Олег Мамаев, - как когда-то был всплеск с built-to-suit, мы ожидаем, что сейчас будет всплеск спроса на такой базовый продукт. Мы все последние годы привыкли работать с крупными компаниями, но сейчас пришло время вспомнить, что на рынке много мелких и средних компаний, и предложить новые продукты для них. Это поможет расширить рынок".
В стороны небольших компаний смотрит теперь и девелопер индустриального парка "Марьино" - "ВТБ Капитал Управление Активами". "Безусловно, меняется профиль нашего потенциального клиента - клиент уменьшается по всем основным показателям. Если сначала мы привлекали только крупный бизнес, то теперь средний и даже ниже, чем средний. Если раньше это были десятки гектаров, то теперь может быть и меньше одного гектара. Если раньше инвестиции были в десятки миллионов долларов, то теперь в разы меньше", - говорит управляющий директор АО "ВТБ Капитал Управление активами" Владимир Вишневский, добавляя, что, реагируя на эти изменения, в "Марьино" теперь привлекают предприятия из новых для себя отраслей. В том числе после изменения в правилах землепользования и застройки теперь возможно разместить на территории парка пищевое производство.
Деловой Петербург