← Логистика, грузы

"Если тенденции сохранятся, то транзит через Эстонию будет потерян"

Объемы транзитных грузов через Эстонию сокращаются почти десять лет подряд, если тенденции сохранятся, то эстонский транзит будет потерян. Об этом сегодня, 14 ноября, сообщает телеканал ETV+ со ссылкой на эксперта, доктора экономических наук Владимира Вайнгорта.
Эксперт сообщил, что особый удар был нанесен благодаря развитию портов на Северо-Западе России. Если 10 лет назад они только развивались, то теперь это мощные транзитные центры с многомиллионными оборотами. И наращивание ими мощностей продолжается, подчеркнул Вайнгорт.
Комментируя заявление руководства северного порта в Палдиски (западная Эстония) о планах возведения транзитного центра казахстанской государственной железнодорожной компании, Вайнгорт отметил, что планы - это замечательно, но реальность может оказаться менее радужной: Казахстан, как и Белоруссия входит с Россией в Единое экономическое пространство, где действуют особые правила, а грузы казахов должны будут сначала пересечь российские просторы. Эксперт заявил: "Казахстан - сырьевая страна и ей надо доставлять грузы на Запад, а мы стоим на дороге. Но только на этом строить транзитную стратегию недальновидно". Как и на ожиданиях транзита из Китая, добавил он. Вайнгорт предлагает обратить внимание на другие транзитные потоки из России.
По словам Вайнгорта, Новоталлинский порт строился в годы СССР для импорта-экспорта зерна, а сейчас Россия как раз наращивает экспорт зерновых. Также Эстония может стать перевалкой для российского угля. Он опроверг утверждения о том, что Россия переводит на свои порты все транзитные потоки: в этом году увеличили объемы перевалки российских грузов порт в Антверпене и финские порты. "Есть шанс вернуть российские грузы" - убежден он, добавив, что логистика позволяет рассчитывать на развитие таких связей.
По его мнению, нужна государственная программа взаимодействия с транзитом из России, но ей пока не способствуют напряженные отношения двух стран. Он добавил, что Россия - сосед непростой, но это не значит, что с ним нельзя сотрудничать. В качестве примера такого успешного сотрудничества он назвал Силламяэский порт (северо-восточная Эстония), который активно работает и приносит прибыль в эти дни именно на российских грузах.
С 2006 года транзит Эстонии упал ровно в семь раз: с 42 млн тонн в год до 6 млн тонн. Эксперт сообщил, что одна тонна портовых грузов приносит в госбюджет Эстонии 15 евро. Это значит, что бюджет страны не досчитался порядка 300 млн евро ежегодно. "Эти 300 млн нам бы очень пригодились", - добавил Вайнгорт.
Regnum