Объемы транзитных грузов через Эстонию сокращаются почти десять лет подряд, если тенденции сохранятся, то эстонский транзит будет потерян. Об этом сегодня, 14 ноября, сообщает телеканал ETV+ со ссылкой на эксперта, доктора экономических наук Владимира Вайнгорта.
Эксперт сообщил, что особый удар был нанесен благодаря развитию портов на Северо-Западе России. Если 10 лет назад они только развивались, то теперь это мощные транзитные центры с многомиллионными оборотами. И наращивание ими мощностей продолжается, подчеркнул Вайнгорт.
Комментируя заявление руководства северного порта в Палдиски (западная Эстония) о планах возведения транзитного центра казахстанской государственной железнодорожной компании, Вайнгорт отметил, что планы - это замечательно, но реальность может оказаться менее радужной: Казахстан, как и Белоруссия входит с Россией в Единое экономическое пространство, где действуют особые правила, а грузы казахов должны будут сначала пересечь российские просторы. Эксперт заявил: "Казахстан - сырьевая страна и ей надо доставлять грузы на Запад, а мы стоим на дороге. Но только на этом строить транзитную стратегию недальновидно". Как и на ожиданиях транзита из Китая, добавил он. Вайнгорт предлагает обратить внимание на другие транзитные потоки из России.
По словам Вайнгорта, Новоталлинский порт строился в годы СССР для импорта-экспорта зерна, а сейчас Россия как раз наращивает экспорт зерновых. Также Эстония может стать перевалкой для российского угля. Он опроверг утверждения о том, что Россия переводит на свои порты все транзитные потоки: в этом году увеличили объемы перевалки российских грузов порт в Антверпене и финские порты. "Есть шанс вернуть российские грузы" - убежден он, добавив, что логистика позволяет рассчитывать на развитие таких связей.
По его мнению, нужна государственная программа взаимодействия с транзитом из России, но ей пока не способствуют напряженные отношения двух стран. Он добавил, что Россия - сосед непростой, но это не значит, что с ним нельзя сотрудничать. В качестве примера такого успешного сотрудничества он назвал Силламяэский порт (северо-восточная Эстония), который активно работает и приносит прибыль в эти дни именно на российских грузах.
С 2006 года транзит Эстонии упал ровно в семь раз: с 42 млн тонн в год до 6 млн тонн. Эксперт сообщил, что одна тонна портовых грузов приносит в госбюджет Эстонии 15 евро. Это значит, что бюджет страны не досчитался порядка 300 млн евро ежегодно. "Эти 300 млн нам бы очень пригодились", - добавил Вайнгорт.
Regnum