Соотношение спроса и предложения по железнодорожным вагонам зимой 2016 года стабилизируется, однако уже весной следующего года можно ожидать повторения ситуации с возникновением дефицита грузовых вагонов, сообщают "Известия" со ссылкой на исследование Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).
"В 2015 году было списано 66,3 тыс. полувагонов против 18,1 тыс. годом ранее. За 10 месяцев текущего года объем списания полувагонов превысил 50 тыс. единиц", - отмечают эксперты ИПЕМ, говоря, что речь идет о наиболее востребованных полувагонах, списание которых происходит наиболеединамично.
В октябре на сети в среднем в сутки находилось 1,08 млн вагонов, из них 478,7 тыс. - полувагонов. Поставки новых железнодорожных вагонов (всех) за 10 месяцев этого года составили 30,6 тыс.
По словам директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, дефицит полувагонов начал формироваться в августе, а причинами этого стали замедление скорости оборота вагонов, а также проблемы во взаимодействии между железной дорогой и портами, что привело к резкому росту остатков грузов на складах предприятий - в октябре этот показатель достигал 10 млн тонн.
В сентябре 2016 года по железной дороге перевезено на 1,4% меньше грузов, чем годом ранее. Старший аналитик ПАО "НПК "Объединенная вагонная компания" Лейсана Коробейникова отметила, что сокращение погрузки обусловлено недостатком полувагонов, из-за которого угольные компании не смогли отгрузить продукцию по контрактам.
По замечанию президента ОАО "РЖД" Олега Белозёрова на совещании с операторами подвижного состава в начале ноября, невыполненные перевозки приводят к значительным потерям железнодорожной монополии.
Возрастающий дефицит подвижного состава сопровождается значительным увеличением арендных ставок на предоставление вагонов. "В конце ноября, скорее всего, начнется корректировка ставок, но ниже 900 рублей они не опустятся", - прогнозирует Павел Иванкин.
В ИПЕМ считают, что в 2017 году будет списано еще порядка 30-40 тыс. полувагонов, а уровень арендных ставок на них либо сохранится, либо будет возрастать.
Согласно публикации, на уровень финансовой нагрузки на грузоотправителей повлияет и решение об уровне индексации тарифов РЖД, которое будет принято ФАС до конца этого года.
Известия