← Автомобильные грузоперевозки

Белорусским грузоперевозчикам следует надеяться на собственную расторопность, а не на помощь правительства

Полагаю, власти осознают, что конкурентоспособность отечественной грузотранс-портной отрасли во многом зависит от господдержки. Вот только белорусам вряд ли стоит рассчитывать на дотации, которые сегодня получают польские и литовские конкуренты. Не те экономические условия в нашей стране.
Более того, в последние несколько лет финансовая нагрузка на перевозчиков только росла. Так, с января этого года стоимость разрешений на проезд по территории иностранных государств (в зависимости от категории дозволов) увеличилась в два-три раза, до 15 евро. Как правило, машина проезжает несколько стран, поэтому нередко приходится получать по пять-шесть разрешений и более, в результате данная статья расходов доходит до 5% от стоимости фрахта!
Обмен разрешениями между странами осуществляется на бесплатной основе, и в данном случае их цена для перевозчика - это исключительно плата за выдачу. К слову, у наших ближайших соседей, в России и Украине, получение разрешений обходится значительно дешевле - в пределах 5-10 долларов.
Я не знаю стран, в которых стоимость проезда по национальным дорогам номинируется в иностранной валюте. В Беларуси почему-то сделали привязку к евро. Мало того что движение техники по отечественным дорогам стоит столько же, сколько и по немецким автобанам (хотя затраты на строительство и обслуживание дорог у нас должны быть ниже), так еще и витки девальвации периодически приводят к резкому росту издержек перевозчиков (в рублевом выражении). Последнее обстоятельство критично для тех, кто работает на внутриреспубликанских маршрутах в рамках долгосрочных контрактов с фиксированной ценой, и для тех, кто осуществляет доставку грузов в близлежащие регионы России, в которых также часто практикуется фиксация цен в белорусских рублях.
Затраты перевозчиков резко возросли после введения утилизационного сбора. Сейчас дополнительный платеж за каждый приобретенный по импорту автопоезд может достигать 10 тыс. евро!
Ходят слухи о возможном подорожании в Беларуси моторного топ-лива. Аргумент: отечественным НПЗ надо изыскать средства на завершение модернизации. Это плохая новость для перевозчиков, ведь до 30 % их издержек приходится на закупку горюче-смазочных материалов.
Белорусское правительство призывает диверсифицировать маршруты и активнее осваивать Африку, Ближний Восток, Китай. Мы же, со своей стороны, не видим должной организационной работы, содействующей перевозкам на этих направлениях. Например, у Беларуси нет договоренности с Китаем об автомобильных перевозках.
Со многими странами сложился не самый благоприятный визовый режим. Дорого и неудобно делать визу Ирана, Туркменистана и ряда других государств. На фоне введения взаимных санкций между Россией и ЕС набирают популярность прямые автомобильные перевозки из Марокко, однако гражданам Беларуси нужно делать визу через марокканское посольство в Москве, тогда как в отношении россиян действует безвизовый режим.
Правительство ведет работу по упрощению визового режима, созданию более благоприятной системы получения разрешений на перевозку грузов. Вот только процесс это небыстрый, и ждать прорыва в ближайшие три-четыре года не приходится. В таких условиях перевозчикам стоит уповать на собственную расторопность: искать наиболее выгодные направления по наличию разрешений и величине фрахта.
Белорусы и рынок