← Логистика, грузы

Поезда из Индии в Европу пойдут весной

Россия, Азербайджан и Иран ведут активную подготовительную работу по вводу в эксплуатацию нового железнодорожного маршрута Север-Юг. Он станет возможен с окончанием строительных работ на территории Ирана на участке Решт-Казвин-Астара. По заявлениям официальных лиц Тегерана, строительство дороги протяженностью 175 км Иран намерен завершить до конца марта текущего года.
Что касается Азербайджана, то здесь готовы как к объединению железнодорожных линий с Ираном, так и к транспортировке грузов по всему циклу нового маршрута.
"Мы выполнили все задачи, стоявшие перед нами в связи с проектом "Север-Юг". Минувшей весной я дал указание довести до конца года нашу железную дорогу до границы с Ираном, и мы уже добились этого. Примерно за семь-восемь месяцев мы построили ту недостающую часть, кроме того, возвели мост через Астарачай (соединяет Азербайджан с Ираном. - "НГ") и сдали его в эксплуатацию", - заявил президент Ильхам Алиев на недавнем заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития Азербайджана в 2016 году и предстоящим задачам. При этом президент сообщил, что Баку готов к участию и в финансировании этого проекта. В настоящее время идут переговоры о том, "в какой форме Азербайджан может мобилизовать свои финансовые ресурсы для полной реализации данного проекта".
По данным некоторых информированных источников, речь идет о готовности Баку выделить кредит иранской стороне в сумме 500 млн долл. Кстати, финансовую помощь Тегерану обещает и Москва. И это свидетельствует о том, что как Россия, так и Азербайджан очень заинтересованы в ускорении процесса ввода в эксплуатацию нового маршрута.
"Это необходимо и нам, и соседним странам, и всему миру. В результате реализации данного проекта грузы, идущие из Индии, Пакистана и Ирана, будут поставляться через территорию Азербайджана в Россию, Северную Европу и обратно. Это будет способствовать большому транспортному движению. Через нашу территорию будут перевозиться миллионы тонн грузов, откроются тысячи рабочих мест", - заявил Ильхам Алиев. Впрочем, из выступления главы Азербайджана стало ясно, что Баку наряду с торгово-экономическими выгодами от реализации проекта "Север-Юг" собирается решить еще одну не менее важную для себя проблему. За счет данного проекта планируется вывести Нахчыванскую Автономную Республику Азербайджана (НАР) из железнодорожной блокады, в которой она оказалась из-за армяно-азербайджанского конфликта.
"Это исторический проект, который мы реализуем вместе с соседними дружественными странами. После того как коридор полностью заработает, Нахчыван соединится железной дорогой с основной частью Азербайджана через Иран", - сказал президент Алиев. По его словам, таким образом "производимые в Нахчыване товары без проблем будут поставляться на мировые рынки, что, конечно, создаст дополнительные возможности для людей".
Кстати, существенные работы в этом направлении уже проделаны. Так, на днях был введен в эксплуатацию новый маршрут между НАР и Ираном - Нахчыван-Тебриз-Мешхед, что сделает возможной бесперебойную железнодорожную связь НАР с основной частью Азербайджана в период функционирования коридора Север-Юг.
Напомним, что 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге Россия, Иран и Индия заключили соглашение о международном транспортном коридоре Север-Юг. Оно вступило в силу 21 мая 2002 года. Азербайджан присоединился к соглашению в сентябре 2005 года.
Строительство железнодорожной линии в рамках проекта "Север-Юг" сулит большую экономическую выгоду в сравнении с другими альтернативными международными транспортными маршрутами. Этот проект создаст условия для более эффективного осуществления грузоперевозок от Персидского залива до Европы с точки зрения сроков доставки грузов, что, безусловно, выгодно и в смысле финансов.
В отличие от существующего ныне морского пути через Суэцкий канал коридор Север-Юг вдвое короче, и грузы будут находиться в пути не 1,5 месяца, а около двух недель.
По предварительным оценкам, пропускная способность железной дороги на первом этапе составит 1,4 млн пассажиров и от 5 млн до 7 млн т грузов в год, а в дальнейшем - 15-20 млн т.
Следует отметить, что Иран, Азербайджан и Россия еще до завершения объединения ирано-азербайджанских железных дорог апробировали этот маршрут. Прошлым летом из индийского города Мумбаи поезд паромом был отправлен в иранский Бендер-Аббас, оттуда по железной дороге он доехал до иранского города Решт. Из-за отсутствия участка железной дороги до северной границы Ирана груз автотранспортом был доставлен в азербайджанский приграничный город Астару, где его вновь по рельсам отправили в Москву. Таким образом впервые был апробирован маршрут, фактически составляющий основу проекта "Север-Юг".        
Независимая газета