В 1965 году первый полет совершил транспортный Ан-22 ("Антей"). Он проектировался как составная часть транспортной системы для доставки крупногабаритных грузов массой до 50 т на аэродромы или грунтовые площадки, в том числе покрытые снегом или льдом, с последующей их транспортировкой к месту назначения вертолетом (Ми-12).
Возможности машины были подтверждены серией мировых рекордов. В 1965 году экипаж летчика-испытателя И.Давыдова поднял Ан-22 с грузом 88103 кг на высоту 6600 м, установив в одном полете сразу 12 мировых рекордов. В 1967 году машина подняла груз в 100447 кг на высоту 7848 м. В 1975 году прошел 5000 км маршрут с грузом в 40 тонн на борту со средней скоростью 584 км/ч.
Всего самолетом установлен 41 мировой рекорд.
Ан-22 стал своеобразным рекордсменом по массе десантируемого груза: было отработано парашютное десантирование методом срыва грузов весом до 22 тонн.
До настоящего времени Ан-22 является единственным в мире самолетом, который способен с тяжелым грузом приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы и взлетать с них.
Заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союзе Ю.Курлин, налетавший на "Антее" около 3000 ч, охарактеризовал его как "большую баржу, плывущую по воздушному океану.
При разработке "Антея" рассматривался и пассажирский вариант самолета.
Генеральный конструктор самолета Ан-22, О.Антонов, поделился на парижском салоне в 1965 году, что Ан-22 также может быть использован и в пассажирском варианте. Фюзеляж предполагали удлинить на 15 м и организовать в нем двухпалубный салон для 700 человек. Это был эффект разорвавшейся бомбы, больше 200 пассажиров самолеты до этого не могли вмещать.
Хотя этот вариант так и остался на бумаге, но один из "Антеев" осенью 1972 года выполнил "пассажирский" рейс: эвакуируя советский персонал из Египта, он взял на борт 700 человек (именно столько, сколько и обещал Антонов на парижском салоне).
2001 год. Указом Президента РФ учрежден Орден "За морские заслуги". Первым кавалером ордена стал командир 31-й Краснознаменной дивизии ракетных подводных крейсеров контр-адмирал Иван Положий.
SeaNews