Результаты маркетинговых исследований компании Simple Analytics показывают, что рынок автодорожного строительства является одним из высококонкурентных в России. По состоянию на 01.06.2017 г. в этой рыночной нише активно работает более 3 тыс. компаний.
Безусловными лидерами российского рынка автодорожного строительства являются группы-компаний МОСТОТРЕСТ, ИФСК АРКС, ЗАО ВАД, УСК МОСТ, ВОЛГОМОСТ, СТРОЙ-ТРЕСТ, ДСК АВТОБАН и СИБМОСТ. На эти компании приходится около 20% всего рынка автодорожного строительства РФ.
Внутренние резервы повышения конкурентоспособности дорожно-строительных компаний исчерпаны. Большинство производственных процессов оптимизировано, программы снижения цен на оборудование, технику и материалы реализованы, производительность труда мало у кого ниже среднеотраслевого уровня. Следующий виток повышения конкурентоспособности на рынке автодорожного строительства находится в плоскости внедрения маркетинговых процессов и определения маркетинговой стратегии.
Сегодня только треть дорожно-строительных компаний используют на практике маркетинговые инструменты для отстройки от конкурентов. Но изучение этих маркетинговых стратегий показывает, что около половины из них, - не эффективны.
По состоянию на июнь 2017 г. всего 2 из 10 компаний, работающих на рынке автодорожного строительства, эффективно выстраивают свои маркетинговые и рекламные кампании с целью увеличения портфеля заказов. Оставшиеся 8 компаний либо вовсе не занимаются маркетингом и продвижением, либо делают это не эффективно (в части расходования ресурсов).
Основные ошибки в маркетинговых стратегиях отстройки от конкурентов типичны для строительного рынка РФ и связаны с чрезмерным упором в рекламе на качество выполняемых работ или использованием имиджевых рекламных блоков.
Среди компаний, которые умело используют стратегии отстройки от конкурентов следует отметить ООО "УРЕНГОЙДОРСТРОЙ", ПАО "ДОРИСС", АО "ТАТАВТОДОР", ЗАО "ПИЛОН", ООО "ТАТНЕФТЕДОР", АО "ДСК "АВТОБАН" и АО "СИБМОСТ". Эти компании не только уделяют внимание оптимизации производственных процессов, качеству управлению проектами (что во многом определяет конечную стоимость проекта), но и развивают бизнес путем применения новых для отрасли маркетинговых инструментов.