← Негабаритные и опасные грузы

Омское оборудование позволило возвести уникальный нефтеналивной терминал на Ямале

Освоение ямальского месторождения "Новый порт" потребовало решения ряда сложнейших задач, одна из которых - вывоз нефти из тундры.
Месторождение Новый порт расположено за 700 километров от ближайшего нефтепровода. Если провести до него отдельную нитку, черное золото станет дороже алмазов. Есть способ проще - вести трубопровод к ближайшей железнодорожной станции Паюта. До нее 200 километров, но у нее низкая пропускная способность, и объемы вывезенной нефти будут не соответствовать возможностям добычи. В итоге специалисты решили вывозить ценный груз танкерами в Мурманск, а оттуда - конечному потребителю. Правда, пришлось для этого решить ряд нетривиальных задач. Был проложен стокилометровый трубопровод на мыс Каменный, а там создан терминал по перекачке черного золота на корабли, настоящее инженерное чудо, "Ворота Арктики".
- Три километра по прямой отделяют нас от этого уникального сооружения, благодаря которому можно отгружать нефть на танкеры. Кстати, сейчас позади меня уникальная картинка. Рядом с установкой находятся сразу два танкера. Один уже заправлен и готов направиться к Мурманску, а другой вскоре подойдет к установке, чтобы в него залили нефть, - рассказывает корреспондент 12 канала Владимир Мутовкин.
Высотой 80 метров, из них 17 - под водой, терминал стоит на 12 сваях диаметром два с половиной метра. А по длине они превосходят всю конструкцию. Терминал установили в море, чтобы обеспечить безопасность подхода кораблей, ведь возле берега они рисковали сесть на мель. Трубы, идущие с суши, спрятаны в бетонную броню. По ним постоянно циркулирует разогретая нефть. Специальный конус защищает конструкцию ото льда, который может достигать нескольких метров в толщину. Все сооружение прошло макетное испытание в двух независимых лабораториях.
- Именно в арктических условиях это единственное, что есть в мире. У нас все осложнено тем, что продолжительность лета - два месяца. На данный момент лед все еще идет, хотя середина июля, и начинает он образовываться в конце сентября, - прокомментировал начальник приёмо-сдаточного пункта "Газпромнефть-Ямала" Василий Коляда.
На этом терминале могут отгрузить 5 тысяч тон нефти в час. За процессом следит умная электроника. Постоянно ведется мониторинг погоды и состояния техники. При малейшем подозрении на неисправность произойдет мгновенная расстыковка терминала с танкером, и ни грамма нефти не прольется в воду.
- Конечно, неспециалисту разобраться в этих экранах, мониторах совершенно невозможно. Какие-то клапаны, цифры. Но важно понимать, что специалист за всем следит и понимает, как идет заправка танкера, сколько нефти осталось, сколько нужно залить.Мне же больше нравится этот монитор. Тут в реальном времени все видно. И неспециалисту понятно, что танкер "Штурман Малыгин" заправлен и готов отправиться в дальний путь к берегам, где в Мурманске он перегрузит эту нефть на корабль, который уйдет дальше - в Европу, - продолжает корреспондент.
За качеством перекачиваемой нефти постоянно следят в специальной лаборатории. Только паспортизованный продукт может попасть на корабль. При этом идет постоянный мониторинг за окружающей средой. Терминал не должен наносить вреда окружающей среде, как и само месторождение Новый порт.
ГТРК Омск