← Негабаритные и опасные грузы

На ПО "Маяк" прибыл первый состав с ОЯТ АПЛ

14 августа на радиохимический завод ПО "Маяк" из Мурманской области прибыл первый состав с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) атомных подводных лодок (АПЛ). 15 августа в цехе №5 началась разгрузка первого железнодорожного вагона, и из транспортно-упаковочного контейнера были извлечены первые сборки ОЯТ.
Почти 50 лет на российском Севере находилось кондиционное и дефектное отработавшее ядерное топливо атомных подводных лодок. По инициативе Фонда экологического партнерства "Северное измерение" и Госкорпорации "Росатом" в 2007 году был разработан стратегический мастер-план утилизации и экологической реабилитации выведенных из эксплуатации объектов атомного флота в Северо-Западном регионе России. В настоящее время в губе Андреева хранится 22 тыс. сборок ОЯТ АПЛ. В течение продолжительного времени совместными усилиями специалистов из России и ряда стран создавались системы обращения с ОЯТ в губе Андреева для его последующей транспортировки для переработки на "Маяке". Торжественная церемония вывоза первой партии ОЯТ из Мурманской области, в которой принял участие генеральный директор Госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачёв, стала знаковым событием и примером успешного многостороннего международного сотрудничества в решении сложных проблем советского "ядерного наследия", повышения ядерной и радиационной безопасности и улучшения экологической обстановки в России.
К этому событию несколько лет готовился и "Маяк". Специалисты предприятия на радиохимическом заводе модернизировали камеры дефектных чехлов, разработали и изготовили оборудование для обращения с дефектным топливом, обеспечили безопасность перевозки ОЯТ АПЛ. "В 80-е годы прошлого века наше предприятие уже переработало большое количество кондиционного ОЯТ атомных подводных лодок и мирных транспортных судовых установок, - отметил главный инженер ПО "Маяк" Дмитрий Колупаев. - Сейчас мы вышли на финишную прямую решения проблемы переработки дефектного ОЯТ АПЛ. К осуществлению знакового экологического проекта долго готовились и в Мурманской области, и на "Маяке", и в Росатоме, и в России. Будем накапливать опыт, совершенствоваться и в зависимости от темпов работы за 5-10 лет полностью решим проблему переработки накопленного дефектного отработавшего ядерного топлива АПЛ с Севера".
В ходе осуществления этого уникального проекта на ПО "Маяк" планируется доставить 50 эшелонов с ОЯТ АПЛ.
Росатом