Есть у полярников один часто повторяемый афоризм - лето в Арктике начинается в конце августа, а заканчивается в начале сентября.
Это почти правда о том коротком периоде, когда старый лед в морях Заполярья уже растаял, а новое ледообразование еще не началось. Время - лучшее для работы снабженческих судов, пик навигации на Севере.
В середине августа ледяной массив, закрывавший трассу Северного морского пути в центральной части и в восточном секторе Арктики, наконец, сместился выше широты 75 градусов.
Согласно карте, составленной на основе данных из космоса, лед сплоченностью до 6 баллов пока остается в проливе Вилькицкого, в Хатангском заливе и вокруг Новосибирских островов. Южнее - чистая вода.
Такая обстановка позволила судам-снабженцам, обходясь без помощи ледоколов, максимально близко подойти к островам, где находятся поселки геологов, воинские части. полярные метеостанции. А в пункте назначения приступить к самой сложной операции - выгрузке на необорудованный берег.
Две недели назад из порта Архангельск вышло научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов". В трюма погружены контейнеры с продуктами, пакеты стройматериалов, бочки с дизельным топливом - всего 500 тонн. Задачей экипажа стала доставка груза метеорологам на полярные станции Росгидромета, которые находятся в самых глухих углах Арктики.
Маршрут - Карские ворота, острова Визе и Известий ЦИК, поселок Диксон, архипелаг Северная земля, мыс Челюскин, Новоземельские острова, Чукотка, остров Врангеля.
Груз, предназначенный для той или другой из полярных станций, экипаж практически вручную поднимает из трюма, укладывает на вертолетной площадке. МИ-8, "рабочая лошадка" Арктики, поднимает его на подвеску, переносит на берег. И вертолет, по признанию моряков, самый надежный вид транспорта.
Десять дней назад из порта Архангельск назначением к острову Котельный (Новосибирские острова) отправился дизель-электроход "Капитан Данилкин".
Груз - автотехника, металлопрокат, запчасти в ящиках и контейнерах, на палубе - два катера морского исполнения и большегрузные понтоны. Хорошо известно, что в восточной части далекого острова строится целый комплекс, где полярники могут нести службу, работать, жить почти в городских условиях. По приходу к Котельному судовой команде предстоит перегрузить технику и материальное снабжение на понтоны. По мелководью до берега эти понтоны отбуксируют катера.
Два дня назад причал грузового района Экономия покинул теплоход "С. Кузнецов". Его курс проложен к острову с названием из советского прошлого - Большевик. Это архипелаг Северная Земля. Здесь, в бухте Солнечная, горнодобывающая компания уже несколько лет ведет разработку драгоценных металлов. И в нынешнюю навигацию принято решение об обновлении парка автотехники. В трюмах и на палубе - "Камазы", бульдозеры, и как средство доставки на берег - два буксира и понтоны.
Правда Севера