Максимизация взаимовыгодного сотрудничества государств-членов ЕАЭС с другими странами Евразии может быть достигнута при условии дополнения действующей транспортной инфраструктуры, которая имеет преимущественно широтную направленность, меридиональными ветками (север - юг). Это транспортные маршруты, связывающие Россию - Кавказ - Ближний Восток, Россию - Центральную Азию - Иран - (Индию), Россию - Китай - Южную Корею. На настоящий момент они практически отсутствуют.
Однако в контексте активизации армяно-иранских отношений и планируемого подписания соглашения о ЗСТ между ЕАЭС и Ираном перспективы развития меридиональных маршрутов становятся более реальными, считает руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Тарас Цукарев.
По его оценкам, во-первых, повышается потенциал автомобильного МТК "Север - Юг", проходящего по территории Армении. Работы по строительству данного автодорожного коридора уже активно финансируются институтами развития. ЕАБР как управляющий средствами ЕФСР также участвует финансирования проекта "Север-Юг" (4 очередь) в объеме $150 млн. В перспективе МТК "Север - Юг" даст возможность интенсификации евразийских перевозок по более короткому маршруту (от Балтики до Персидского залива).
Во-вторых, с точки зрения логистики железная дорога Армении может преодолеть транспортную блокаду. Здесь, как считает Цукарев, перспективным может быть дальнейшее развитие идеи строительства ж/д маршрута, который соединит Сюникскую область с иранским Тебризом.
Таким образом Армения сможет получить выход к портам Персидского залива. Кроме того, для Армении как транзитной страны может быть целесообразным развитие маршрута отиранского порта Бандер-Аббас до грузинского порта Поти.
В случае же возобновления железнодорожного движения на грузино-абхазском участке Армения может стать важным звеном транспортного коридора, соединяющего Россию и Персидский залив.
"Пока же транспортная логистика Армении с внешним миром выстраивается преимущественно через грузинские Поти и Батуми. А это существенно снижает торгово-экономические возможности армянской экономики", - считает руководитель направления ЦИИ ЕАБР.
arka.am